Экваториальная Гвинея: сотрудничество с Россией раздражает испанских колониалистов. Геополитическая конкуренция за порты Малабо и Бата обостряется

Испанские СМИ наращивают разнузданную кампанию против президента Экваториальной Гвинеи Теодора Обианг Нгемы, обвиняя его «в диктатуре и репрессиях».«… Отказ (Запада. – Прим. ред.) от поддержки Экваториальной Гвинеи в сочетании с эксплуатацией ресурсов и репрессиями, осуществляемыми режимом Обианга, ввергли местное население в кризис, серьёзно влияющий на их выживание», – утверждает, например, издание Infobae. Кстати, в Испании находятся оппозиционные властям ЭГ группировки, действуют с 2024 г. санкции против семьи президента африканской страны, проект политико-экономических санкций, а британские санкции против руководства страны действуют аж с 2021 года.
Теодор Обианг Нгема устраивал Мадрид до тех пор, пока не пошёл на активное сближение с Москвой на рубеже 2010-х – 2020-х годов. Экваториальная Гвинея – бывшая колония Испании, власти которой весьма ревниво относятся к сотрудничеству африканской страны с Москвой. Тем более что Малабо (столица ЭГ и самый старый город) взаимодействует с РФ и в сфере обороны: в частности, с августа 2024 г. здесь находятся военнослужащие Африканского корпуса Минобороны России, занятые обучением местной армии и охраной президента (около 200 чел.). Ещё в 2019 году начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов обсуждал в Малабо с вице-президентом Теодоро Нгемой Обиангом Манге вопросы долгосрочного военного и военно-технического сотрудничества двух стран, что весьма напрягает недоброжелателей…
Уходящее в советские времена экономическое сотрудничество двух стран неизменно носило более широкий и комплексный характер: так, промысловый портал «Рыба Камчатского края» отмечает, что СССР «создал, обучил и оснастил национальную армию Экваториальной Гвинеи. База военного наблюдения, созданная испанцами во время колониального периода на вершине вулканической горы Пико-Басиле вблизи столицы (Санта-Исабель, с 1969 г. Малабо) на острове Бийоко (бывший Фернандо-По) в Гвинейском заливе, перешла в 70-х в руки советских спецслужб».
География этого острова позволяет контролировать всю акваторию Гвинейского залива и не менее 80% его побережья, так что неудивительно, что по прибытии профильного советского оборудования и персонала на упомянутую базу на том острове (1975-76 гг.) против ЭГ последовали экономические санкции со стороны США, Испании и Великобритании, поныне располагающей юго-западнее Бийоко группой островов и там же военными и разведобъектами (о-ва Вознесения, Св. Елены, Тристан-да-Кунья).
В Мадриде стремятся вернуться в Экваториальную Гвинею, но это невозможно в силу многовекторной сбалансированной политики местных властей, не желающих видеть у себя бывших колонизаторов. Интерес бывшей метрополии и её союзников по НАТО и ЕС обусловлен также крупными ресурсами в ЭГ энергоресурсов (особенно природного и нефтяного газа), развитием там производства и экспорта сжиженного газа. Соответственно, РФ и ЭГ взаимодействуют в рамках Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) и ОПЕК+; дорабатываются, как сообщалось, совместные нефтегазовые проекты. Правительство РФ распоряжением 17 января с. г. N 33-р утвердило проект соглашения с Экваториальной Гвинеей (2024 г.) сроком на 5 лет «О порядке использования портов Малабо и Бата» (основные порты ЭГ. – Прим. ред.). Документ определяет условия и порядок заходов и пребывания судов ВМФ РФ для ремонта в указанных портах, порядок пересечения государственной границы и пребывания на территории принимающего государства. Определено, что на причалах этих портов «одновременно могут осуществлять стоянку до трех российских военных кораблей». Тем самым, укреплены военно-стратегические позиции РФ в бассейне Гвинейского залива, созданные СССР в ЭГ ещё в первой половине 1970-х годов в логике противостояния западному колониализму (1). После свержения «режима Асада» в Сирии, по неподтверждённым данным, дипломаты Европейского союза ставили условием смягчения или отмены международных санкций против Дамаска закрытие российских военных объектов в стране. Аналогичное требование выдвигалось правительству Восточной Ливии во главе с генералом Хафтаром после появления информации о возможном переводе пункта материально-технического обслуживания ВМС РФ из сирийского Тартуса в Тобрук. И вот теперь в фокусе геополитического противоборства – Малабо и Бата.
Напомним, Испания удерживала ЭГ («провинция Рио-Муни») до октября 1968 г., рассчитывая на военно-политическую помощь в этом регионе Африки со стороны Франции, располагавшей на тот момент военными базами в соседних Габоне, Береге Слоновой Кости и Центральноафриканской Республике. Однако сохранение испанской колонии в данном регионе не входило ни в планы Парижа, ни в планы США, поскольку режим Франко отказывался вступать в НАТО (это последовало только в 1982 г.). Не могли в Мадриде рассчитывать и на помощь ближайшего союзника Португалии, войска которой едва справлялись с повстанцами в соседней Анголе.
Уже с ноября 1968 г. власти ЭГ предписали испанцам до конца года покинуть страну, поскольку, как заявил первый президент Франсиско Масиас Нгуема (1968-1979), «наша страна для Испании – это не более, чем плантации какао, кофе, ананасов и тропической древесины. И рабская эксплуатация гвинейцев на плантациях. И ещё это испанская военная база на нашем острове Фернандо-По (в 1969 г. переименован в Бийоко. – Прим. ред.). Колониализм и его метастазы нужно ликвидировать как можно быстрее». (2)
Ещё в первой половине 70-х были установлены и развивались экономические взаимосвязи ЭГ с СССР, состоялись два официальных визита в Москву Ф. М. Нгуемы. Москва оказывала африканской стране весомую финансово-экономическую и военно-техническую помощь. Между СССР и Экваториальной Гвинеей были заключены: торговое соглашение (1970 г.), Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве (1971 г.), о воздушном сообщении (1973), о культурном и научном сотрудничестве (1981 г.), Консульская конвенция (1983 г.), Протокол о подготовке кадров (1983 г.), Протокол об эквивалентности дипломов (1985 г.), Соглашение о сотрудничестве в области спорта (1989 г.).
В начале 1970-х годов СССР оказывал ЭГ содействие и в изучении сырьевых запасов подземных вод; было организовано совместное советско-гвинейское рыболовство в национальной акватории Гвинейского залива: почти весь рыбопромысловый флот страны состоял (да и сегодня минимум наполовину состоит) из советских и российских судов, поставляемых по выгодному этой стране товарному бартеру. Кроме того, советские специалисты заложили в середине 1970-х основы геологоразведочной отрасли ЭГ.
Основной формой научного и гуманитарного сотрудничества пока является подготовка национальных кадров. С 1968 года в СССР, а затем в России к середине 2020-х годов было подготовлено почти 2 тыс. специалистов. Со второй половины 2010-х гг. РФ ежегодно увеличивает квоты для студентов из африканской страны в российских вузах.
По словам президента Т.О. Нгемы, не теряющим актуальности, «есть страны, которые не хотят развития Африки. Которые хотят и впредь пользоваться нашими ресурсами. Но африканцы просыпаются, и ничего от таких стран мы не сможем получить для укрепления нашей экономики». Сотрудничество с Россией и Белоруссией, по мнению главы Экваториальной Гвинеи, «позволяет Африке избавляться от неоколониализма, навязываемого нам бывшими колониальными державами».
Экваториальная Гвинея считается одной из самых благополучных стран Африки по ВВП на душу населения, в первую очередь благодаря значительным запасам нефти, однако богатство распределено неравномерно, провоцируя недовольство части населения, что может разыгрываться в ходе различного рода комбинаций против властей Малабо, нацеленных на более активное сотрудничество с Москвой и с Минском. Попытки свержения неугодного руководства на фоне усиления санкционного давления – более чем вероятный сценарий.
Примечания
(1) Заметим, что конкурирующий проект по управлению портами Малабо и Бата турецкой Albayrak Group явно буксует: вместо обещанных 100 млн франков инвестировано лишь 40 млн, оставшиеся выделяются в рассрочку, что свидетельствует о дефиците ресурсов и сомнениях Анкары: у России появляется шанс перехватить сделку и усилить экономическое присутствие в экваториальной зоне Чёрного континента.
(2) Из-за попыток «прозападного» переворота в ЭГ в первой половине 1970-х гг. Ф.М. Нгуема прервал дипотношения с Испанией и Великобританией (восстановлены в начале 1980-х гг.). Французы частично использовали Испанскую Гвинею в 1964 г. в операции по восстановлению лояльного им режима в Габоне.
