Зеленскому накидывают петлю на шею: для киевского режима начался обратный отсчет
Компромисс между Кремлем и Белым домом, похоже, все ближе и ближе
Все путем – к этой фразе можно свести суть официального комментария Кремля по итогам очередной встречи Владимира Путина с эмиссаром Трампа Стивом Уиткоффом. С точки зрения Москвы и Вашингтона, «бронепоезд» украинского урегулирования не только не «стоит на запасном пути», а несется вперед на всех парах. Официальный Киев, правда, по-прежнему не согласен и выражает свое несогласие в том числе в привычной для режима Зеленского манере: то, что новый террористический акт против высокопоставленного российского генерала произошел именно в день прилета в Москву посланника президента США, вряд ли является совпадением. Но такие агрессивные действия никоим образом не меняют общий расклад: Зеленский все больше «отстает от поезда», становится «третьим лишним» в том диалоге России и Америки, который в конечном итоге и определит судьбу Украины.
Самой главной связанной с Украиной новостью в день прилета Уиткоффа в Москву стало интервью Дональда Трампа журналу Time. И самой интересной особенностью этого интервью является даже не то, что президент США сказал там про Россию, Крым и Украину, а объем посвященного этой теме фрагмента разговора. Этот объем можно описать как мизерный: про несчастного, которого отправили из США в тюрьму в Сальвадоре, Трампа «пытали» гораздо дольше и агрессивнее, чем про поразительные изменения которые сейчас происходят в треугольнике Киев-Вашингтон-Москва. Учитывая то, что это интервью не было «договорняком» — образчиком привычного для России жанра «согласованные вопросы – согласованные ответы» — это следует считать очень плохой новостью для Зеленского: киевского начальника медленно, но поступательно списывают со счета.
Даже для той части американской политической элиты, которая по-прежнему считает борьбу с Россией по всем фронтам хорошей идеей, Зеленский постепенно становится «вчерашней новостью» и «героем вчерашнего дня». Во время первого срока Трампа «глубинное государства» ничего не дало ему сделать для улучшения отношений с Россией. Однако на этой фазе второго срока нынешнего американского лидера «глубинное государство» дремлет где-то там в глубине. У Трампа есть мандат на неприятные для Киева радикальные меры, нацеленные на прекращение украинского конфликта. И он этот мандат без колебаний использует.
Во что конкретно это выльется – на данный момент по-прежнему не до конца ясно. Но что абсолютно ясно так это то, что в Кремле очень довольны итогам визита правой руки Трампа по международным вопросам. Помощник Путина Юрий Ушаков: «Символично, что сегодняшняя встреча состоялась в 80-ю годовщину исторической встречи на Эльбе советских и американских войск. Эта встреча, всем известно, символизирует боевое союзничество двух наших стран в борьбе с нацизмом». Здесь столько символов, что сразу и не разберешься. Напомню, что нынешний режим в Киеве в Москве тоже считают «нацистским». В своем негативном отношении к Зеленскому Трамп, конечно, так далеко не заходит. Но переход российских официальных лиц от их недавней риторики про злокозненных «англосаксов» к воспоминаниям о встрече на Эльбе говорит сам за себя.
Этого, разумеется, недостаточно для того, чтобы считать Москву и Вашингтон союзниками не только в 1945 году, но и в 2025 году. Но обратите внимания на слова Дмитрия Пескова, который охарактеризовал миссию Уиткоффа как «посреднические услуги, которые оказываются Соединенными Штатами». Это тоже очень серьезный сдвиг в риторике Кремля. Раньше США считались опосредованным, но при этом ключевым участником конфликта, противной стороной в «гибридной войне» России и Запада. Технически, кстати, они по-прежнему остаются таковой: военная и разведывательная помощь Киеву со стороны Вашингтона на текущий момент не прекращена. Но в Москве сейчас это явно воспринимается как инерционное и остаточное явление, как часть старой конфигурации, которая «канет в лету» после того, как Путин и Трамп – через Уиткоффа или, возможно, уже напрямую – достигнут договоренности о новой системе политических координат.
Та временная точка, когда это произойдет, судя по настроениям в Кремле, стремительно приближается. «Переговоры позволили дополнительно сблизить позиции Москвы и Вашингтона не только по Украине, но и по другим международным вопросам» — в этой фразе из официального заявления Юрия Ушакова мало что допускает возможность двойного толкования. А вот про следующую фразу Ушакова этого не скажешь: «Стороны обсуждали возможность возобновления прямых переговоров между представителями России и Украины». Как с этим быть, если Зеленский и вся его властная пирамида по-прежнему функционируют в режиме «а баба Яга против»? Видимо, в Москве и Вашингтоне делают ставку на то, что политическая удавка на шее Зеленскому к нужному моменту затянется настолько сильно, что он либо самоуничтожится, либо «встроится в процесс».
Пока киевский начальник и Европа по-прежнему своевольничают и огрызаются – хотя при этом и медленно сдают позиции. Зеленский: «Я согласен с Трампом, что у нас нет достаточно оружия, чтобы отвоевать Крым. Но у нас есть возможности санкционные, дипломатические, чтобы обсуждать территориальные вопросы после безусловного прекращения огня. Кроме того, альтернативные предложения Киева и Европы по мирному процессу, если верить утечкам, содержат массу пунктов, которые начинаются так: «Россия должна безоговорочно» сделать то и сделать это. Однако в условиях нарастающего взаимопонимания между Кремлем и Белым домом все это выглядит скорее как запросная позиция, которая будет сдаваться пункт за пунктом – в зависимости от степени консолидированности позиций РФ и США и силы их напора.
