В РФ впервые в мире провели испытания интеллектуальных технологий для сверхзвукового гражданского самолета, реализующего концепцию «от терминала до терминала» в условиях «закрытой кабины»

Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского» впервые в мире провел испытания интеллектуальных технологий (ИТ) для сверхзвукового гражданского самолета.
Пилоты подняли в небо демонстратор ИТ в составе летающей лаборатории Як-40 и управляли им из кабины без остекления с использованием систем внешнего видения на базе камер разных спектральных диапазонов.
«В России впервые в мире Национальным исследовательским центром „Институт имени Н. Е. Жуковского“ испытан в полете демонстратор интеллектуальных технологий, реализующий концепцию „от терминала до терминала“ в условиях „закрытой кабины“ (кабины без остекления). Технология в дальнейшем может использоваться для создания перспективного сверхзвукового гражданского самолета», — говорится в сообщении.
В состав летного демонстратора вошли система внешнего видения (СВВ), инновационные средства навигации и наблюдения. СВВ перспективного сверхзвукового гражданского самолета, состоящая из пяти камер видимого диапазона и двух камер инфракрасного диапазона, обеспечила возможность управления воздушным судном в кабине без остекления за счет формирования видеопотоков от камер и комплексирования информации о закабинной обстановке.
Полет выполнил экипаж, состоящий из командира воздушного судна, второго пилота, бортмеханика, а также бортового оператора-испытателя и летчика-испытателя, кресло которого занял генеральный директор СибНИА им. С. А. Чаплыгина, летчик-испытатель 1-го класса Владимир Барсук. В ходе выполнения полетов управление самолетом осуществлялось с использованием систем дистанционного управления и внешнего видения.
Экспериментальные исследования летного демонстратора включали в себя отработку управления из кабины без остекления с использованием систем внешнего видения на базе камер разных спектральных диапазонов. Она состояла из процедур руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе.
О результатах эксперимента
При проведении испытаний были собраны данные о функционировании средств навигации и работе системы внешнего видения и алгоритмов обнаружения препятствий на летном поле и распознавания угроз, а также натурные данные для обучения нейросетевых алгоритмов. По итогам летных экспериментальных исследований подтверждена принципиальная реализуемость технологии посадки перспективного сверхзвукового гражданского самолета в условиях управления кабины без остекления с использованием системы внешнего видения.
«Работа над технологиями и решениями, которую ведет НИЦ „Институт имени Н. Е. Жуковского“, важна и необходима для формирования облика сверхзвукового гражданского самолета. В результате успешных испытаний „закрытой кабины“ российским специалистам удалось получить ценные данные для дальнейших исследований и подтвердить принципиальную возможность взлета, посадки и управления полетом сверхзвукового гражданского самолета при отсутствии остекления», — прокомментировал первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.
