Возвращение Ирана на нефтяную арену закончилось, не успев начаться

отметили
17
человек
в архиве
Никто не ожидал, что после отмены санкций Иран так быстро нарастит добычу. Но, если не будут найдены дополнительные средства и убраны оставшиеся торговые барьеры, потенциал восстановления может быть исчерпан.

В январе, когда после ядерного соглашения с мировыми державами с Ирана были сняты санкции, аналитики ведущих инвестбанков, от Goldman Sachs до Barclays, сомневались, что в этом году добычу удастся вернуть на прежний уровень. Назло скептикам страна уже сумела поднять производство на 25%, а к концу года надеется достичь восьмилетнего максимума в 4 млн баррелей в день.

Антуан Халф, старший научный сотрудник Центра мировой энергетической политики в Колумбийском университете в Нью-Йорке, говорит: «Они удивили большинство участников рынка, возобновив производство с невероятной скоростью. Но, чтобы превысить досанкционный уровень, потребуются инвестиции и технологии, и это гораздо более долгосрочный проект».



Возвращаясь на мировые рынки после более чем трех лет изоляции, Иран планирует привлечь со стороны международных партнеров более 100 млрд долларов инвестиций для восстановления нефтяной промышленности и в конечном итоге вернуться на место второго в ОПЕК производителя нефти. Но пока компании ждут выработки модели сотрудничества и снятия остальных американских санкций.

Иран побеждает

Поскольку ограничения на экспорт нефти были сняты, экспорт на ранее закрытые европейские рынки удвоился и достиг 2 млн баррелей в день — закупки ведут, в частности, Royal Dutch Shell (AMS: RDSA) и Total (EPA: FP). Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщает, что производство в апреле достигло предсанкционного уровня в 3,6 млн баррелей в сутки и сохранилось на этом уровне в мае.

По данным Ирана, майская добыча составила 3,8 млн баррелей в день, к концу года она дорастет до 4 млн баррелей в день, а в течение 5 лет достигнет 4,8 млн баррелей — об этом 3 июня в Вене сообщил министр нефтяной промышленности Бижан Намдар Зангане.

Зангане говорит, что заинтересованность в развитии иранских ресурсов выражают Total, Eni SpA (BIT: ENI) и BP (LON: BP), и предсказывает, что первые сделки с иностранными компаниями будет подписаны в течение трех месяцев.

Аналитики же, признавая, что иранская добыча превзошла первоначальные ожидания, не уверены, что эти амбициозные планы удастся реализовать в ближайшее время. Директор Qamaar Energy Робин Миллз и независимый консультант Питер Уэллс, имеющие опыт работы в Иране, говорят, что более реалистичным им кажется поддержание уровня от 3,6 до 3,8 млн баррелей в день.

Новые инвестиции

Представители Министерства нефтяной промышленности пока не дали комментариев по вопросу о том, не стоит ли ожидать от уровня добычи выхода на плато без дополнительных расходов. В четверг нефть на Лондонской бирже упала до трехнедельного минимума и торгуется по цене $48,40 за баррель по состоянию на 8:26 утра по местному времени.

Для повышения давления в пластах и расширения потенциала стареющих месторождений, которые, по данным МЭА, постепенно приходили в упадок еще до ввода санкций, Ирану потребуются миллиардные инвестиции и зарубежные технологии. И, как предсказывает агентство, даже с притоком инвестиций роста до 4 млн баррелей в день не стоит ждать раньше 2021 года.

Бьёрнар Тонхауген, аналитик Rystad Energy AS в Осло и консультант по рынку нефти с более чем 6 сотнями клиентов, говорит: «Они делают все возможное для привлечения иностранных партнеров. Проблема в том, что эта ситуация может быть неустойчивой».

Западный Карун



Тушар Тарун Бансал, энергетический аналитик консалтинговой компании FGE в Сингапуре, говорит, что Иран может увеличить мощность на 300 тыс. баррелей в день в течение ближайших нескольких лет за счет месторождений в районе Западный Карун вблизи иракской границы.

Зангане же в интервью иранскому журналу Seda Weekly заявил, что с помощью этих месторождений стана может добавить к добыче 700 тыс. баррелей в день в течение пяти лет.

Тем не менее Бансал считает, что, пока контрактная модель для инвесторов не разработана, с привлечением иностранного капитала могут возникать проблемы, да и санкции США еще никуда не делись.

Дело в том, что даже после отмены санкций, связанных с экспортом нефти, США по-прежнему запрещают долларовые платежные операции, связанные с Исламской Республикой — эти ограничения связаны с обвинениями в финансировании терроризма и нарушении прав человека. Что касается нефтяных контрактов, то Зангане на прошлой неделе признал, что они требуют дальнейших уточнений.

Как сказал в интервью Bloomberg Television Дэниел Ергин, заместитель председателя консалтинговой компании IHS Inc., «вопрос в том, получит ли Иран все инвестиции, которые ему необходимы. Компании будут очень осторожны в этих вопросах. Никто не готов быть уличенным в нарушении американских санкций».

Реакция рынка

«В результате ряда сбоев добычи в Нигерии, Канаде и Венесуэле рынок быстро поглотил всю дополнительную иранскую нефть и цены не упали», — говорит Майк Виттнер, руководитель отдела исследований рынка нефти в Societe Generale SA в Нью-Йорке. Фьючерсы на необработанную нефть восстановились до стоимости более $50 за баррель на прошлой неделе, почти в два раза выше январского 12-летнего минимума. Учитывая, что возвращение Ирана уже состоялось, а глобальный спрос растет, интересно, насколько нефть вырастет в следующем году».

Виттнер говорит: «К концу этого года Иран дойдет до максимума. Значит ли это, что нужно ожидать роста рынка? Да. Если миру понадобится еще нефть, то взять ее будет неоткуда».
Добавил 1sr 1sr 18 Июня 2016 (исправил waplaw waplaw)
проблема (2)
Комментарии участников:
1sr
+2
1sr, 18 Июня 2016 , url
За такие заголовки надо бить журналистов, но материал хороший.
На фоне кучи словесных интервенций, пропаганды и билиберды.

Оценка Виттнера очень чёткая и ясная, аргументированная.
waplaw
+2
waplaw, 18 Июня 2016 , url
Это потому, что статья сворована с другого сайта. Я исправлю.
1sr
+2
1sr, 19 Июня 2016 , url
Ну, не могут они без воровства.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать