Российские ученые сообщили об успешной разработке безызносной стали

отметили
110
человек
в архиве
Российские ученые сообщили об успешной разработке безызносной стали
Группа ученых из МГТУ им. Н.Э. Баумана, Института машиноведения им. Благонравова РАН и Всероссийского института авиационных материалов разработали способ сделать сталь такой прочной, что приборы не могут зафиксировать ее износа. Фактически срок механических деталей машин может быть увеличен в 10 раз, интенсивность изнашивания деталей снижается в 100 раз. Проекты по разработке новых материалов финансируют Минобрнауки и внебюджетные фонды в общем объеме на 250 млн рублей.

«Эффект безызносности» стал достигаться благодаря формированию на ее поверхности особого защитного слоя из атомов азота и других элементов, по сути сталь пропитывают этими частицами в аммиачной атмосфере.

— Образующийся слой обладает эффектом практической безызносности. Потеря массы образцов находится на пределе чувствительности регистрирующей аппаратуры. Расчеты показывают, что долговечность одного этого слоя достаточна для обеспечения небывалого ресурса многих узлов и механизмов, например форсунок двигателей, распределительных валов, шестерней, — заявил ведущий инженер-конструктор инжинирингового научно-образовательного центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» МГТУ им. Н.Э. Баумана и ФГУП «ВИАМ» Вадим Ступников.

Азотирование давно применяют в промышленности: этот способ повышения прочности поверхности металла был открыт еще в начале прошлого века, но в МГТУ гордятся тем, что придали ему беспрецедентное совершенство. Секрет заключается в особом режиме ионно-плазменного азотирования и особом термическом режиме обработки. Разработчики подали заявку на патент и обнаружили, что как минимум три группы ученых работают в этом же направлении и пытаются получить в собственность патент на похожую технологию. Но сопоставимых итогов испытаний никто из них не добился.

— Два месяца назад мы заправили полученный образец в испытательную машину, где происходит длительное трение материала о специальную поверхность. Спустя три месяца он не стерся ни на микрон. В отчетах о подобных испытаниях обычно пишут, что за такое-то время произошло стирание на столько-то сантиметров, нам писать было нечего, — говорит Ступников.

Разработчики подчеркивают, что испытания металла проходили в соответствии с государственными стандартами, а сталь для испытаний подобрали самую распространенную — марки 38Х2МЮА.

Впрочем, создать вечный механизм из нового материала не получится, так как речь идет об изменении лишь поверхностного слоя толщиной в 20–50 нм. Даже микроскопический скол поверхности превратит азотированную сталь в обычную. Кроме того, азотированный металл, как и любой другой, подвержен коррозии, естественному старению.

Разработчики говорят, что внедрение технологии в производство будет недешевым удовольствием (потребуется существенное изменение в технологической цепочке, переоснащение производства и переобучение персонала), но тем не менее рассчитывают, что технологию приобретут несколько крупных российских компаний.

Специалисты в области материаловедения готовы поверить в необычные свойства
Добавил deoxyribonucleic deoxyribonucleic 28 Июля 2012
проблема (2)
Комментарии участников:
yache
+18
yache, 28 Июля 2012 , url
wow, удачи вам парни!

Damage
+3
Damage, 28 Июля 2012 , url
в условиях роисси любое «удачи вам парни!» звучит как издевательство ;)
Don Chipsone
+5
Don Chipsone, 28 Июля 2012 , url
звучит жизненно, соответсвует нашим реалиям.
fakenews
+8
fakenews, 28 Июля 2012 , url
… столь авторитетный научный журнал как известия, спешит известить. такого плана «новости» от таких изданий вызывают у меня почему-то резкое неприятие, в связи, во-первых с безграмотностью изложения (а точнее перевирания) гуманитариями сути дела. во-вторых бравурное преукрашивание и преувеличение значимости, умалчивание что это не ориджинал контент а просто воспроизводство каких-то технологий которые уже имеются в мире, ну может и не в конекретно в данном случае, но как правило.

потому что судя из статьи это описание процесса легирования стали. которая потом ни стерлась ни на микрон когда они ее повозили в какой-то там установке где у дрегих сантиметры стачивались, ну я хз.
Member4249
+4
Member4249, 28 Июля 2012 , url
Не могу понять, что вам такого гуманитарии сделали, что вы их регулярно поминаете?
Название, конечно — вырви глаз, но такие названия не только в технических новостях встречаются. Вообще, достаточно нейтральная статья.
Сейчас во всех механизмах применяют азотирование, либо хромирование, либо силицирование. Я не исключаю, что разработчики смогли создать технологию близкую к идеалу. Возможно, они улучшили существующие показатели в десятки раз. Многие работают в этом направлении.
Я думаю, это интересный проект, о внедрении которого можно будет говорить в будущем. Но для этого необходимо предоставить образцы на исследования в несколько независимых лабораторий, чтобы они подтвердили эти свойства. Иначе продать технологию вряд ли получится.
kser
+5
kser, 28 Июля 2012 , url
где у дрегих сантиметры стачивались
Вспомнил лабы в универе на эту тему, как мы высчитывали чуть ли не в нанометрах, так что «сантиметры» конечно доставляют=)
Member4249
+1
Member4249, 28 Июля 2012 , url
Вряд ли вы на своих лабах подвергали образец воздействию в течении 3 месяцев.
kser
+2
kser, 28 Июля 2012 , url
спорить не буду, воздействие было минут пять, да. Ток опять из статьи не понятно, зачем три месяца стирать сантиметры подложки если толщина защитного слоя 25 нм?
eugenep
0
eugenep, 30 Июля 2012 , url
Вот это как раз комментарий гуманитария =)
fakenews
+6
fakenews, 28 Июля 2012 , url
Разработчики говорят, что внедрение технологии в производство будет недешевым удовольствием
вот это то и пугает. как бы грызлов не стал готовится объявить национальную программу.
kser
+13
kser, 28 Июля 2012 , url
Согласен, эта статья — кашмарный сон технаря, по названию статьи сначала подумал об открытии новой стали, а не о методе химико-термической обработки. Непонятно чем обработка отличается от простого ионно-плазменного азотирования. и вогнало в ступор про подверженность коррозии, ведь азотирование применяют как раз из-за его антикоррозийных свойств. Короче, станная статья, но голосовал за редкостью подобных.
Stas911
+13
Stas911, 28 Июля 2012 , url
Пока не будет публикации в международном авторитетном журнале я бы поостерегся делать выводы
avalonsys
+6
avalonsys, 28 Июля 2012 , url
Теперь это засекретят, исполнителей ликвидируют.
Кому нужны безызносные машины в обществе тотального потребления?
Vantala
+2
Vantala, 28 Июля 2012 , url
нам такое не нужно. Это как с асфальтом — чиновникам невыгодно делать хорошие дороги т.к. на переделку деньги выделять не будут.
Abstraction
+1
Abstraction, 28 Июля 2012 , url
Можно подумать, эти организмы способны на подобное осознанное планирование (и при этом больше не на чем пилить). Просто из «делаю качественно, дорого» и «делаю хреново, дорого, деньги попилим» выбирают угадайте что.
Stils
+1
Stils, 28 Июля 2012 , url
Новость хорошая, но! Кому это нужно сейчас когда все делается одноразовым, еле еле выдерживающим гарантийный срок. В концепцию потреблятства не вписывается.
bigsponsor
+5
bigsponsor, 28 Июля 2012 , url
эти разработки со времн СССР еще! причем здесь нанотехнологии?
fakenews
0
fakenews, 28 Июля 2012 , url
ну как ионы же азота, значит нанотехнологии.
SaN_SaY
0
SaN_SaY, 29 Июля 2012 , url
Читайте внимательно, в статье не говориться о чем-то принципиально новом.Просто технологию удалось довести практически до совершенства.
banned
+5
banned, 28 Июля 2012 , url
Все началось с лезвия, бритвенного лезвия, которое никогда не затуплялось. Потом появилась зажигалка, она безотказно работала без кремния и бензина. Затем пришел черед лампочки, которая могла гореть вечно, если только ее не разбивали. И наконец наступила очередь вечмобиля. Сюда же, несомненно, следовало отнести появление синтетических углеводов.
<...>
— Вечмобиль? Довольно странное название.Все началось с лезвия, бритвенного лезвия, которое никогда не затуплялось. Потом появилась зажигалка, она безотказно работала без кремния и бензина. Затем пришел черед лампочки, которая могла гореть вечно, если только ее не разбивали. И наконец наступила очередь вечмобиля. Сюда же, несомненно, следовало отнести появление синтетических углеводов.

— Вовсе нет, — возразил Эб. — Машина на самом деле вечная. Поэтому ее так и называют. Вчера ко мне приходил один тип, все рассказывал о ней и предложил стать агентом по продаже этих вечмобилей. Я, конечно, согласился, а этот тип сказал, что я правильно сделал, потому что скоро в продаже других машин и не будет.

— Минуточку, — сказал Виккерс. — Хотя ее и называют вечмобилем, она не может быть вечной. Ни одна машина не может быть вечной. Она может служить от силы двадцать лет, ну поколение, но не больше.

— Джей, — перебил Эб, — мне этот тип сказал так. Купите машину, и пользуйтесь ею всю жизнь. Завещайте ее своему сыну, он ее завещает своему сыну и так далее. У нее гарантия — навсегда. Если что-то выходит из строя, они ее ремонтируют или дают вам другую. Вечно все, кроме скатов. Скаты придется покупать. Они лысеют, как и обычно. И окраска тоже не вечная. Гарантия на окраску — десять лет. Если она испортится раньше, перекраска производится бесплатно.

— Может, оно и так, — произнес Виккерс, — но я как-то мало во все это верю. Не сомневаюсь, что можно сделать автомобиль гораздо выносливей сегодняшних. Но какой здравомыслящий предприниматель станет создавать вечный автомобиль? Он же разорится. Да и такая машина будет слишком дорого стоить.

— Вот тут-то вы и ошибаетесь, — сказал Эб, — пятнадцать сотен и ни цента больше. Никаких запчастей, никаких неприятных сюрпризов. Пятнадцать сотен — и она ваша.
Клиффорд Саймак. Кольцо вокруг Солнца
cheshire
+1
cheshire, 30 Июля 2012 , url
Спасибо за наводку =) ушел читать
P66g
0
P66g, 29 Июля 2012 , url
ОМГ. И так жигули по 30 лет, не меньше, по нашим дорогам бегают. А будут бегать еще дольше......
SaN_SaY
0
SaN_SaY, 29 Июля 2012 , url
Побольше бы ТАКИХ новостей!
НОПАК
0
НОПАК, 29 Июля 2012 , url
Всё это благодаря Путину, наноЧубаису и Солкову.
Al
-1
Al, 29 Июля 2012 , url
Молодцы ребята. Теперь срочно делать ноги из РФ. Иначе в нашей действительности или кончатся изобретатели, или изобретение. Жаль, если хорошее дело загнётся…
dinga
0
dinga, 30 Июля 2012 , url
Академик Петрик не причастен к данной разработке? Я понял, что он — главный по всему «вечному». Срочно кинуть на этот проект и Грызлова в соучредители, иначе не видать «безызносной стали» во век!
Дмитрий Савин
0
Дмитрий Савин, 30 Июля 2012 , url
Ребята изобрели азотирование и провели неправильно эксперимент. Одно испытание назвали «открытием». Интересно, бюджет они также распилили?


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать