Владимир Меньшов: «Смута ещё не кончилась». Интервью.

отметили
35
человек
в архиве
Владимир Меньшов: «Смута ещё не кончилась». Интервью.
– Восстановление нации после перелома возможно при появлении некой национальной идеи. Уже долгое время и на кухнях, и с высоких трибун говорят о том, что такой идеи у нас пока нет и неизвестно, когда мы её найдём.

– Думаю, сейчас впору не о национальной идее отвлечённо рассуждать, а выдвигать жёсткие и мобилизующие на немедленные действия лозунги: «Граждане! Отечество в опасности!» Нельзя же в самом деле делать вид, что всё развивается по некоему не всем доступному плану, наблюдая за деградацией государствообразующих отраслей промышленности – авиастроительной, судостроительной, станкостроительной; о каком развитии сельского хозяйства может идти речь, когда тонна зерна стоит в несколько раз дешевле, чем тонна солярки!

Мы многое заново осмыслили из нашего советского прошлого, осмыслили с цифрами в руках, и не без удивления увидели, что была выстроена поразительной мощности система, адекватная нашим обширным холодным просторам и менталитету населяющих их народов. И именно в наиболее значимые достижения этой системы с остервенением вгрызлись наши реформаторы.

Образование, на которое весь мир поглядывал с завистью и опаской – да ещё и бесплатное! – на глазах вырождается в какой-то анекдот.

Невозможна по определению задуманная реформа ЖКХ, однако будут настаивать на ней до тех пор, пока не доведут дело до эвакуации замерзающих сибирских городов на Черноморское побережье.

Единую энергетическую систему приравнивали к восьмому чуду света, так нет – мешает она свободной конкуренции, распилить её для блага народа. Причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС ещё сто пятьдесят лет назад Маркс назвал: ради прибыли в 1000% капиталист мать родную зарежет, что уж говорить о семидесяти в клочья разнесённых рабочих. Конечно, к таким радикальным выводам ни одна правительственная комиссия не придёт, иначе, разматывая назад киноленту нашей жизни, придётся замахнуться на неприкасаемых ныне кликуш, которые вещали с трибун: «Что не запрещено, то разрешено!» И ведь стоя им аплодировали.

Но зато, быть может, Запад растроганно принял наши извинения и раскаяние и распахнул нам свои объятия, и мы оказались приняты в семью цивилизованных народов, сбылись вековые мечты наших Чаадаевых? Да нет, придерживают нас уже двадцать лет в сенях, а мимо, брезгливо поглядывая в нашу сторону, следуют в светлую горницу куда более цивилизованные румыны, болгары и разные прочие албанцы. Ещё один урок преподнесла нам новейшая история: антисоветизм был всего лишь эвфемизмом вульгарной русофобии.

По моему разумению, сейчас самое время приостановить наш бодрый марш в никуда, собрать новый Съезд народных депутатов, Учредительное собрание, вече, ареопаг мудрецов – назовите как хотите, и взвешенно, без истерик обсудить: каково настоящее положение дел? правильно ли мы выбрали вектор движения? что является нашей целью? какие поправки надо немедленно внести в нашу хозяйственную и общественную жизнь? Ведь очевидно же, что неладно что-то в нашем королевстве, и искусственное бодрячество властей только подчёркивает эту обеспокоенность. Проходили ведь мы это в начале 80-х.
Добавил manny21 manny21 20 Сентября 2009
Комментарии участников:
Netto
+1
Netto, 20 Сентября 2009 , url
Испугался. Жив, слава тте Господи :)
suare
+3
suare, 20 Сентября 2009 , url
Прекрасная беседа. Там — не только политика, там — видение жизни, её предварительные итоги. Для медленного, вдумчивого чтения.
Беседу вела Виктория ПЕШКОВА
Webfreak
+3
Webfreak, 20 Сентября 2009 , url
В ход пошла тяжелая артиллерия :)

При всем уважении, Меньшов — человек из другого времени и много не понимает. Советский Союз развалился действительно зря, экономика производившая столько оружия вполне могла поработать на человека, но ее свернули. Но вот: "антисоветизм был всего лишь эвфемизмом вульгарной русофобии" — а советизм что тогда?
Ведь очевидно же, что неладно что-то в нашем королевстве
Это точно :)
suare
+2
suare, 20 Сентября 2009 , url
Ваши слова напомнили мне строчки из работы Владимира Ильича Ленина, которую нас заставляли изучать "под конспект" ещё в советских школе и вузе "Лев Толстой как зеркало русской революции" (Пролетарий, 1908, 11(24) сентября, № 35):
Сопоставление имени великого художника с революцией, которой он явно не понял, от которой он явно отстранился, может показаться на первый взгляд странным и искусственным. Не называть же зеркалом того, что очевидно не отражает явления правильно? Но наша революция — явление чрезвычайно сложное; среди массы ее непосредственных совершителей и участников есть много социальных элементов, которые тоже явно не понимали происходящего, тоже отстранялись от настоящих исторических задач, поставленных перед ними ходом событий. И если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях...

Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого — действительно кричащие.

С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны — помещик, юродствующий во Христе.

С одной стороны, замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, — с другой стороны, "толстовец", т. е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: "я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками".

С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь "непротивления злу" насилием.

С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; — с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности — попов по нравственному убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины.

Поистине:
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная -
Матушка Русь!

P.S. Владимир Меньшов — не единственный деятель советской культуры не понявший и не принявший революций 1991-го и 1993-го годов. Как художник он правдиво изобразил кричащие противоречия, взорвавшие Советский Союз, но как мыслящему человеку, ему не хватило мужества взглянуть в глаза Истине. Его слабость кроется в его силе: он пленник своего времени, уходящего на наших глазах. Этому времени нет возврата… Его горе — горе от ума.
– Уже во взрослой жизни обнаружил, что я очень книжный человек. Реальную жизнь я не очень понимал и подходил к ней с теми мерками, которые почерпнул из книг и фильмов. Я был непримиримым максималистом, готовым при любом несовпадении реальности с книжными принципами воскликнуть: это же неправильно, так быть не должно!
– Конечно, это очень мешало поначалу. Но такая прививка справедливости и честности человеку просто необходима в юности. Чтобы хоть что-то от неё осталось в дальнейшей жизни.
– В вас осталось?
– Думаю, да. В противном случае я снимал бы совсем другое кино.

Cedrus
-1
Cedrus, 20 Сентября 2009 , url
Редкое чувство собственной ограниченности. Подкупает искренностью. Лучше так, чем агрессивное "всезнайство".
Webfreak
0
Webfreak, 20 Сентября 2009 , url
Редкое чувство собственной ограниченности. Подкупает искренностью. Лучше так, чем агрессивное "всезнайство".
Один из китов советской демагогии: "умный он хитрый, обманет, слушай лучше дурака — свой проверенный человек, близок к народу". Все это закончилось Ельциным, после этого даже в дремучих селах сердцем не голосуют. Следите за ситуацией :)
u.nik.myopenid.com
0
u.nik.myopenid.com, 20 Сентября 2009 , url
Интересуюсь — а чем сейчас голосуют в дремучих деревнях?
Cedrus
+1
Cedrus, 20 Сентября 2009 , url
Легкое на помине… :)


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать