Мы потратим на ГЛОНАСС больше, чем американцы на GPS

отметили
43
человека
в архиве
Мы потратим на ГЛОНАСС больше, чем американцы на GPS
ГЛОНАСС так часто (и справедливо) критикуют, что даже иногда хочется поддержать это чудо отечественной модернизации. С тех пор, как почти год назад три спутника ГЛОНАСС упали в Тихий океан, что сразу же спровоцировало множество апокалиптических прогнозов о будущем системы, изменилось многое. ГЛОНАСС последовательно и грамотно выходит на рынок. Понятно, что систему повсеместно продвигают в государственном секторе. Происходит победоносное шествие национальной навигационной системы по стране. 90% столичного транспорта оснастят до конца текущего года навигационным оборудованием ГЛОНАСС. Систему установили на депутатские автомобили, и теперь парламентариям сложно (теоретически) ездить по городу с превышением скорости. ГЛОНАСС полностью заменяет GPS в казанских автобусах. ГЛОНАСС-приемники выдаются российским лесничим в рамках внедрения Единой автоматизированной информационной системы лесфонда. Подобных примеров десятки. И такая активность госструктур логична. Было бы странно предлагать национальную навигационную систему потребительскому рынку, но игнорировать ее на уровне госсектора.

Потребители и производители, вопреки прогнозам, ГЛОНАСС тоже не отвергают. Число ГЛОНАСС- и ГЛОНАСС/GPS-приемников сейчас составляет не менее 350 000 штук. Согласно прогнозу, до конца года будет реализовано порядка 400 000 модулей ГЛОНАСС/GPS. В 2012 году продажи чипсетов увеличатся более чем в 2 раза и ожидаются уже на уровне 1 млн единиц. При этом объем российского рынка ГЛОНАСС-оборудования в 2011 году составит $12 млн. Смартфоны с ГЛОНАСС анонсировали Samsung, HTC и Motorola, а также китайский производитель телефонов Xiaomi. Смартфон MTS 945 GLONASS – тот самый, что глава АФК «Система» Владимир Евтушенков показывал Владимиру Путину, – распродан. И вот уже шведская спутниковая компания Swepos выбирает ГЛОНАСС вместо американской GPS, объясняя это тем, что российская система спутникового позиционирования лучше работает в северных широтах. Получается, есть рынок, есть ниша, есть покупатели.

Предполагается, что к 2020 году ГЛОНАСС сравняется по точности с американской GPS – разработчики планируют увеличить точность позиционирования системы практически на порядок, «вплотную подойдя к отметке в 50 см точности в идеальных условиях».

А теперь еще и новые впечатляющие новости: целых 330 млрд рублей потратят на отечественную навигацию до 2020. И это при том, что общий объем финансирования по действующей сегодня ФЦП ГЛОНАСС на период 2001–2011 годов составил 116,9 млрд рублей. Американцы планируют потратить на модернизацию GPS $8 млрд в течение следующих десяти лет – то есть меньше, чем мы за девять лет. Казалось бы, учитывая нашу динамику, прорыв неизбежен.

Но стоит лишь посмотреть на структуру финансирования российской и американской навигационной программы, как победоносное шествие ГЛОНАСС кажется уже не столь уверенным. В рамках упомянутой федеральной целевой программы на НИОКР проекта потратят 29,5 млрд. рублей…
Добавил begemoth begemoth 17 Октября 2011
проблема (3)
Комментарии участников:
begemoth
0
begemoth, 17 Октября 2011 , url
В рамках упомянутой федеральной целевой программы на НИОКР проекта потратят 29,5 млрд. рублей в 2012–2014 годах. В целом НИОКР – это 25–30% бюджета программы. Все остальное – инфраструктура (спутники и текущие разработки).

Теперь посмотрим на бюджет GPS. Американцы потратят на инновациии около 4 млрд. Половина (!) из восьмимиллиардного бюджета уйдет на модернизацию – планируется, что один за другим заменят все 24 спутника системы. А еще половина – на разработки. Какие из них будут касаться оборонных задач, неизвестно. Но, как показывает практика, потребительские и военно-стратегические качества системы часто пересекаются. Например, известно, что военные настаивают на возможности дистанционного обновления программного обеспечения спутников в любой момент времени. Задача сложная. Если американцы смогут ее решить (а это и есть часть инновационных разработок), будет революция: сами спутники станут поставщиками многочисленных дополнительных сервисов.

Уже сейчас понятно, что бюджет GPS – это бюджет борьбы за потребительский рынок, работа на котором сама по себе оправдывает существование проекта и стратегически окупает расходы на его развитие. Бюджет ГЛОНАСС – бюджет спутников, бюджет инфраструктурной экспансии. На этом фоне первые успехи уже не так впечатляют. ГЛОНАСС нужна, если она сможет конкурировать за потребителя на открытом рынке. Сделать из нее огромный – в масштабах страны – сервис для обслуживания государственных нужд можно – но такая задача не может стоить $11 млрд

Mopok
+2
Mopok, 17 Октября 2011 , url
да мы (точнее российское государство) по-жизни на все хотим потратить больше всех, забывая что важен не только размер бюджета, но и эффективность его использования
довольно интересная статья кстати
http://ttolk.ru/?p=6133
Вот краткая хронология только последних неудач:

— 5 декабря 2010 года ракета-носитель «Протон-М» вывела на орбиту Земли три спутника ГЛОНАСС-М, общей стоимостью около 2,5 миллиардов рублей. В 2009 году тогдашний глава Роскосмоса Анатолий Перминов клятвенно пообещал второму президенту России завершить формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС до конца 2010 года, а в ноябре прошлого года об этом же заявил и третий президент России. Однако три спутника вместо орбиты оказались утоплены недалеко от Гавайских островов. К примеру, американцы за почти 40 лет запусков спутников GPS из 59 аппаратов неудачно запустили только 2. Причиной катастрофы 5 декабря была названа «неправильная» заправка последней ступени «Протон-М» – в нее залили 1,5-2 тонны лишнего топлива, из-за чего разгонный блок ДМ-03 оказался на нештатной орбите. Общий ущерб от аварии составил около 150-180 миллионов долларов;

— 1 февраля 2011 года с космодрома Плесецк ракетой «Рокот» был отправлен в космос военный спутник-шпион (формально – геодезический) ГЕО-ИК-2. Из-за ошибки в работе разгонного блока «Бриз-КМ» он оказался на нештатной орбите и спустя три недели окончательно вышел из строя (в том числе и из-за дефекта солнечной батареи).

— 18 августа в космос с космодрома Байконур на ракете-носителе «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» был отправлен «российский» спутник «Экспресс-АМ4″ стоимостью в 7,5 миллиардов рублей. По информации Роскосмоса, ракета отработала штатно, но на участке работы разгонного блока между четвертым и пятым включениями его маршевого двигателя прекратилась передача телеметрии с «Бриза-М» и «Экспресса-АМ4″. Аппарат также оказался на нештатной орбите. Позднее выяснилось, что «включить» его так и не удалось, и сейчас напичканный дорогостоящей рейховской электроникой спутник стал замерзшей металлической глыбой.

Конечно, это не первые неудачи в орбитальных запусках у России. 15 марта 2008 года «Протон-М» из-за отказа двигателя разгонного блока «Бриз-М» не смог вывести на орбиту американский телекоммуникационный спутник AMC-14. Годом ранее «Протон-М» с японским спутником связи JCSat-11 после старта упал в 40 километрах от казахстанского города Джезказган, окрестности которого были залиты токсичным ракетным топливом. В 2006 году на нештатную орбиту был выведен и арабский спутник Arabsat 4A. В 2005 году ракета «Рокот» не смогла вывести на орбиту европейский научный спутник Cryosat – остатки ракеты со спутником упали в районе Северного полюса.
Mopok
+2
Mopok, 17 Октября 2011 , url
оттуда же
О том, куда и зачем развивается современная космонавтика, в России толком никому не известно. В представлении пост-советских обывателей, в мире царит деградация и крах, американские челноки перестали летать на МКС и Россия «окончательно победила» в мировой космической гонке. Руководители российской космической отрасли осведомлены гораздо лучше, но предпочитают молчать – ведь страна оказалась практически не у дел.

Объяснить людям, празднующим каждый год полет Юрия Гагарина в космос, что полеты людей туда давно уже стали бессмыслицей, весьма сложно. Даже полет землян на Луну или Марс ничего не даст и будет представлять из себя лишь разновидность дорогостоящей туристической экскурсии. Последние годы – если быть точным, то с 70-х годов прошлого века, Запад стал постепенно переходить к изучению и освоению околоземного пространства с помощью автоматических орбитальных и межпланетных станций (АМС). К сегодняшнему моменту NASA и в определенной степени ESA (Европейское космическое агентство) и Япония добились в этом впечатляющих результатов. В первую очередь потому, что на Западе отчетливо поняли (после серии собственных неудач, кстати) – без аппаратов, способных работать долгое время в космосе его исследования лишены всякого смысла.

Как уже писал блог Толкователя, США, Евросоюз и Япония получают огромный объем научных и применимых на Земле знаний, который собран как орбитальными научными спутниками (включая телескопы «Кеплер», WISE и «Хаббл»), так и автоматическими межпланетными станциями. Так, на орбите Марса NASA и ESA имеют АМС Mars Reconnaissance Orbiter (NASA, работает с 2005 года в космосе) и Mars Express (ESA, запущен с Земли еще в 2003 году). На поверхности красной планеты в 2004-2009 годах трудился марсоход Spirit, который, однако, завяз в песках и в 2010 году был окончательно законсервирован. Его дублер – марсоход Opportunity работает на поверхности Марса уже более 7 лет!

NASA намерено в 2013 году отправить к красной планете специальный космический аппарат миссии Maven (Mars Atmosphere and Volatile Evolution), который будет исследовать ранние этапы истории этой планеты. В частности, благодаря ему ученые хотят получить ответ на вопрос, почему и каким образом соседка Земли лишилась своей атмосферы и каким был Марс несколько миллиардов лет назад. Стоимость этого проекта составит 438 миллионов долларов.

В ноябре-декабре текущего года к Марсу отправится ровер Curiosity (Любопытство) – марсоход нового поколения, который представляет собой автономную передвижную химическую лабораторию на колесах (в рамках миссии NASA Mars Science Laboratory). Планируется, что марсоход прибудет на Марс 6-12 августа 2012 года и проработает на красной планете как минимум 1 марсианский год – это 686 земных дней или 2 земных года и пройдет за это время около 20 километров. Однако, теоретический максимум его работы – около 14 лет.

Луну изучает американский зонд LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter), к Меркурию летит АМС Messenger, а на орбите Венеры трудится аппарат ESA Venus Express. Даже японцы, которые «промахнулись» со своим зондом «Акацуки» мимо орбиты Венеры, планируют вернуть свою АМС туда в 2015 году.

В 2011 году NASA отправит на лунную орбиту еще один аппарат – GRAIL для исследования гравитационного поля спутника. На 2013-2014 годы запланирована высадка на Луну роботов, один из которых Robonaut-2, уже проходил тестирование в составе экипажа МКС. Европейское космическое агентство также планирует высадить на Луне свой ровер и создать автоматическую исследовательскую станцию, но произойдет это позднее – в 2016-2020 годах.

Зонды американской системы STEREO вышли на гелиоцентрическую орбиту и приступили к наблюдениям за Солнцем. Сложнейшие миссии по изучению комет и астероидов Солнечной системы выполняют или выполняли аппараты Rosetta (ESA, в космосе уже 7 лет), Deep Impact (США), в 2005 году бомбардировавший комету Темпель I, Hayabusa (Япония, взял и переправил на Землю образцы грунта астероида Итокава), Dawn (США, аппарат оборудован ионными двигателями и исследует астероиды Веста и Церера). В этом году уникальную миссию завершил американский аппарат Stardust, который с 1999 года пролетел в космосе 5,7 миллиардов километров и исследовавший кометы Вильд II и Темпель I.

Совместный американо-европейский проект Cassini-Huygens, стоимостью в 3,3 миллиарда долларов, успешно работает в космосе с 1997 года, исследуя Сатурн, Титан и Энцеладу.

До сих пор в строю находятся аппараты «Вояджер-1″ и «Вояджер-2″, запущенные американцами еще в эпоху Леонида Ильича Брежнева – в 1977 году. За это время они успели уже добраться практически до границы нашей Солнечной системы и, по расчетам специалистов NASA, будут работать до 2020-2025 годов. Марсианская миссия «Викинг» NASA длилась около 7 лет (1975-1982 годы), некоторые аппараты «Пионер», также запущенные при Брежневе, отработали в космосе десятки лет (Пионер 10 – 1973-2003 годы, Пионер 11 – 1973-1995 годы). АМС «Улисс» проработала в космосе 17 лет (1990-2007 годы), первый искусственный спутник Юпитера – Galileo («Галилео«) за 14 лет (1989-2003 годы) передал на Землю более 14 тысяч только фотоснимков планеты-гиганта.

Ничем подобным похвастаться ни нынешняя Россия, ни СССР, где вообще не делали сколько-нибудь сложных и долгоживущих АМС, не могут.
suhan
0
suhan, 18 Октября 2011 , url
Ничем подобным похвастаться ни нынешняя Россия, ни СССР, где вообще не делали сколько-нибудь сложных и долгоживущих АМС, не могут.

Россия собирается в этом ноябре запустить зонд на спутник Марса. Тоже вроде без дела не сидят наши высоколобые.
Высказывания Глонасс не нужен потому что есть GPS — ну глупо, по меньшей мере.
Mopok
0
Mopok, 18 Октября 2011 , url
ощущаете разницу между «собираются»
и «уже сейчас имеют» кучу работающих АМС?

а по поводу глонасс я ничего не говорил
просто статья выдержана в идиотически-восторженном стиле
это чудо отечественной модернизации.
Происходит победоносное шествие национальной навигационной системы по стране.
и т.д.
от всего этого несколько коробит на фоне того, что космос реально просираем
Никандрович
-1
Никандрович, 17 Октября 2011 , url
… что даже иногда хочется поддержать это чудо отечественной модернизации. С тех пор, как почти год назад три спутника ГЛОНАСС упали в Тихий океан...
Извиняюсь за дальнейшее выражение, но это хуйня от СЛОН.РУ
begemoth
0
begemoth, 17 Октября 2011 , url
Извиняюсь за дальнейшее выражение, но это хуйня от СЛОН.РУ
Обоснуйте.

Кто закопал новость?
nikandrovich[с]
Спам значит? Ну-ну.

Никандрович
0
Никандрович, 18 Октября 2011 , url
Ну-ну.
????
ch3
0
ch3, 17 Октября 2011 , url
Вот такой стенд видел у наших доблестых стражей порядка.
И, что примечательно, машинка действительно неплохая, хотя без глонасс она бы хуже, естественно не стала.
nanosecond
+1
nanosecond, 17 Октября 2011 , url
Наверное в моём роду были «зелёные», но вся эта возня с системой навигации видится диким расточительством невозобновляемых природных, финансовых и иных ресурсов. И всё это продублировано для человечества в виде GPS. Плюс ещё создаваемая китайская спутниковая группировка.

В то же время птицы (перелётные, почтовые голуби) прекрасно обходятся без спутников и экологический след от них минимален. И людям даже удалось многое понять в работе «птичьего» навигатора, вероятно, при куда меньшем финансировании, чем на разработку ГЛОНАСС.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать