Экспедиция РГО возвращается с островов в Финском заливе с уникальными открытиями

отметили
19
человек
в архиве
Экспедиция РГО возвращается с островов в Финском заливе с уникальными открытиями
Работа велась на нескольких островах, участники экспедиции искали останки пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны.

МОСКВА, 15 августа. /ТАСС/. Спустя 70 лет после Победы реальная карта военных действий Второй мировой войны воссоздана все еще не до конца. Закрыть на ней некоторые белые пятна, рассказать о неизвестных подвигах советских солдат призвана экспедиция «Гогланд» Русского географического общества (РГО) при участии министерства обороны, завершающаяся в субботу.
Окно в Европу
Казалось бы, ХХI век, центр Европы, такой небольшой Финский залив. Но даже рядом с Санкт-Петербургом есть те самые «белые пятна», что надо изучать практически с нуля.

14 островов на самом западе России, не считая Калининградской области, в разное время принадлежали Финляндии, Швеции, России. С ними связаны весьма значимые страницы истории — путь из варяг в греки, «окно в Европу» Петра I, блокада Ленинграда. Последние 70 лет эти острова — закрытая погранзона. Проживают тут, точнее, служат на флоте, в ПВО, Береговой охране всего несколько десятков человек.

«Несмотря на то, что на островах уникальная природа, ценные памятники древности (лабиринты каменного века, петроглифы и жертвенные колодцы викингов, могильники) и новейшей истории, эта территория никогда комплексно не исследовались учеными», — рассказал корр.ТАСС руководитель комплексной экспедиции РГО «Гогланд», заместитель исполнительного директора экспедиционного центра РГО Артем Хуторской. По его словам, теперь этой проблемой занялось Русское географическое общество, которое каждое лето, начиная с 2013, выезжает на острова. По имени самого большого из них — Гогланд — названа экспедиция.

Хуторской отметил, что участники экспедиции «проводят исследования по истории, географии, геологии, ботанике, орнитологии», к работам привлекаются ученые Российской академии наук, студенты, опытные поисковики-специалисты по самым разным направлениям возможных находок. Тем не менее «работы еще на много лет», убежден руководитель экспедиции. Ведь даже площадь некоторых островов до сих пор точно не определена, остается неизвестным их происхождение, до конца не изучены флора и фауна.

Например, во время нынешнего сезона научный «десант» высадился на остров Большой Тютерс. Специалисты РАН, авторитетные археологи, ботаники, орнитологи и геологи обещают подготовить его «паспорт», в том числе составить перечни флоры и фауны и геологическую карту, сделали обмер высот.

В целом же по итогам экспедиций предстоит подготовить полноценное описание островов по многим дисциплинам от геологии до биологии, дать оценку их экологическому состоянию и оказать содействие созданию в регионе заповедника, куда войдут части территорий островов.

Окончание в комментарии (разрешено правообладателем)
Добавил Stopor Stopor 15 Августа 2015
Комментарии участников:
Stopor
+4
Stopor, 15 Августа 2015 , url
Окончание

Немного истории

Внешние острова всегда имели важное стратегическое значение из-за своего расположения на линии фарватера при подходе к устью Невы, где в 1703 году была основана столица Российской империи — Санкт-Петербург. В XVII-XVIII веках они стали предметом борьбы между Россией и Швецией, хотя населяли их тогда в основном финские рыбаки.

Ништадтский мирный договор 1721 года закрепил эти территории за Россией. Их долгое время использовали для навигации судов — на островах строили маяки. Распад Российской империи в 1917 году привел к тому, что на Внешние острова Финского залива стала претендовать Финляндия. В 1920 году по Тартускому мирному договору острова вошли в состав этой страны. Однако уже в 1940 году по итогам советско-финской войны острова были переданы СССР.

В годы Великой Отечественной войны в этом регионе шли ожесточенные бои. Гогланд, Соммерс, Большой Тютерс, Мощный, Сескар были в самом эпицентре боевых действий. Часть из них была захвачена, часть — оставалась за СССР. За обладание островами боролись Финляндия и союзная с ней Германия с одной стороны, и СССР с другой.

«Внешние острова в годы Великой Отечественной имели колоссальную стратегическую значимость. Из-за них наш флот был практически полностью заблокирован в Кронштадте до 1944 года! А укреплены они были врагом просто беспрецедентно», — уверен Хуторской.

Для примера руководитель экспедиции привел остров Большой Тютерс, размер которого всего 8,3 кв.км. «Там базировался двухтысячный немецкий гарнизон и несколько десятков артиллерийских точек с самым лучшим вооружением. Специалисты говорят, что по плотности это как при обороне немцами Берлина. И все это до сих пор так и стоит на своих местах», — рассказал Хуторской.

В спешке покидая остров и не имея возможности эвакуировать имущество, нацисты привели в негодность все — от зениток до полевых кухонь и бочек, заминировали основные дороги, территорию вокруг позиций, жилые и служебные объекты. Разминирование острова проводилась не раз, начиная с осени 1944, сразу после оставления его немецким гарнизоном, но во время несанкционированных проникновений «черных копателей» все равно происходили подрывы. «Масштабную зачистку острова провели в 2005 специалисты Группы особого риска МЧС „Лидер“, которые оказали экспедиции „Гогланд“ большую консультационную помощь. К реализации настоящего этапа экспедиции на остров привлечены для работы представители инженерно-саперных подразделений ВС России», — отметил руководитель экспедиции.

По итогам Парижского мирного договора 1947 года Внешние острова Финского залива окончательно вошли в состав РСФСР. И сейчас остров Родшер является самой западной точкой России, если не считать Калининградскую область.

Чтобы помнили

Нынешним летом участники экспедиции работали на нескольких островах. Так, на Соммерсе вместе с Поисковым движением продолжился поиск останков десанта июля 1942 года. Та операция осталась не только в числе самых страшных в истории Великой Отечественной, но и среди малоизвестных и почти забытых.

В конце 1941 этот скалистый островок занимали финны. План по его захвату был разработан под общим руководством командира Главной базы флота Гордея Левченко, осужденного ранее за сдачу Керчи нацистам, но помилованного. Однако расчеты оказались неверны. Неприятель заметил приближающиеся катера и открыл огонь. К тому же пристать к скалистому берегу было весьма трудно. Так что уже на этом этапе операции погибли полсотни человек. Оставшиеся в живых вступили в ожесточенный бой, посылая Левченко призывы о подкреплении. Бои шли несколько дней, но операция по захвату Соммерса провалилась.

«По сути, мы хотим восстановить историческую справедливость. Ведь десант под командованием майора Ивана Пасько показал себя действительно героически, хотя из-за просчетов руководства был послан на верную смерть», — сказал Хуторской.

Он отметил, что участникам экспедиции удалось найти место последнего боя на Соммерсе, подписанные личные вещи солдат. Одновременно шла работа в архивах. Однако пока не найдены места захоронения участников десанта — останки 128 героев фактически потеряны. В общей сложности так называемые безвозвратные потери на Соммерсе составили 358 человек.
Похожая работа велась и на Гогланде. В январе 1942 отряд во главе с полковником

Бариновым выступил по льду на Гогланд и занял его. У них было совсем мало оружия и припасов. Но они продержались до конца марта, когда финны захватили южную и северные деревни, все маяки и высоты Гогланда. Защитники острова несли большие потери. Было убиты и ранены сотни, многие попали в плен. Баринов отдает приказ: «Драться до последнего патрона и гранаты. С острова ни одному человеку не уходить, действовать смелее и нахальнее…» Но буквально через несколько часов почти весь остров оказался у финнов. И тогда Баринов решил оставить Гогланд и тремя отдельными группами по льду отходить на остров Лавенсаари /ныне Мощный/. Под обстрелом и обмороженные, добрались и выжили лишь несколько человек, а Баринова обвинили в неправильном решении об отходе гарнизона.

«Пленных финны расстреляли. Мы нашли фотографии, где наши солдаты за несколько часов до расстрела сидят вокруг костра в окружении финнов», — рассказал Хуторской. Под командованием Баринова на Гогланде сражались около 500 человек, 300 из них числятся как «безвозвратные потери».

Руководитель экспедиции отметил, что поисковые работы как в прошлом, так и в нынешнем году проходили при поддержке «ФСК ЕЭС». «Так совпало, что у главы этой компании Андрея Мурова оба деда во время Великой Отечественной воевали в этих краях, поэтому интерес к подробностям событий 73-летней давности у него носит и личный характер», — объяснил Хуторской.

В планах РГО — установка памятников защитникам Родины на Внешних островах.

Эвакуация техники

По мнению Хуторского, весьма важным событием для экспедиции «Гогланд» стала и уникальная операция по спасению объектов военно-технической истории. Поисковая группа Экспедиционного центра РГО в прошлом году составила паспорта всех исторических объектов острова и ходатайствовала об их вывозе на материк для последующей реставрации и передачи в российские военно-исторические музеи. Ходатайство поддержали, поэтому проведена эвакуация техники.

«Операция действительно уникальная. Нигде в мире не сохранилось такого „заповедника войны“. И никто никогда подобных работ и такого масштаба не проводил», — подчеркнул Хуторской.

По его словам, по итогам предыдущих выездов РГО известно, что некоторые образцы военной техники на Внешних островах являются редкими или уникальными. Например, несколько 88-мм зенитных орудий (в российских музеях есть только один подобный экземпляр), специальные армейские прицепы для перевозки зениток и прожекторов (также имеется единственный аналогичный экземпляр в России) и переделанная немецкими войсками советская дивизионная пушка образца 1936 года, которая не имеет аналогов в военных музеях мира. «Большая часть техники находится в хорошем состоянии и представляет огромный интерес. Объекты будут распределены по музеям страны, приведены в порядок и станут частью их экспозиций», — заверил руководитель экспедиции.

Он рассказал, что эта часть работы была весьма сложной. За месяц нужно было «обеспечить перемещение порядка 200 объектов весом от десяти до нескольких сотен килограмм, представляющих собой как отельные элементы вооружения и техники, так и целые единицы, среди которых большие и малые артиллерийские орудия, прицепы, полевые кухни и многое другое». «При этом большинство данных объектов, остающихся на своих „штатных“ местах вот уже более 70 лет, за эти годы стали труднодоступны: дороги к ним и прилегающая территория превратились в густой лес», — добавил Хуторской.

Руководитель экспедиции напомнил, что в России недавно создана специальная Экспертная группа по выявлению и сохранению объектов военно-технического наследия и фортификации, находящихся вне государственных и негосударственных музеев, хранилищ, экспозиций. Именно она займется распределением техники по профильным музеям.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать