Леопольд Сонди. Создатель судьбоанализа

отметили
5
человек
в архиве
Леопольд Сонди. Создатель судьбоанализа
Сонди Леопольд — венгерский врач, психолог и автор концепции «Судьбоанализа». С 11-ти лет Липот зарабатывал репетиорством деньги для своего обучения в гимназии и покупки книг. В год окончания гимназии в 1911 году у него умирает отец, 18-летний Липот меняет своё имя и фамилию и становится Леопольдом Сонди. Этим шагом Леопольд вероятно хотел уйти от Судьбы, которая навязывалась ему отцом.

Его волновали вопросы, на которые многие пытались ответить и до него — почему всё происходит так, а не иначе? Что такое судьба? Что движет ей? В поисках ответов он много читал, и творчество Достоевского оказалось тем, что направило его мысли в верное русло. Позже Сонди вспоминал: «Проблема выбора полностью и окончательно захватила меня после окончания гимназии. Я читал произведения Достоевского и задавался вопросом, почему в качестве главных героев своих рассказов он, как правило, выбирает убийц и «святых». По-моему, Достоевский знал и настойчиво стремился художественно описывать внутренний мир убийц (Раскольников, братья Карамазовы) и святых (Отец Зосима), потому что сам нёс в себе (как скрытую родовую наследственность) и убийцу, и святого. Много лет спустя Генри Трой полностью подтвердил эту точку зрения времён моей юности, записав в биографии писателя, что среди родственников Достоевского были обнаружены и убийцы и святые».

Сонди хотел получить ответы на все свои вопросы. Сразу же после окончания гимназии он погрузился в обучение на медицинском факультете университета Пацмани-Питера в Будапеште, чтобы стать врачом. Но поняв, что профессия «чистого» медика не поможет ему ответить на терзавшие его вопросы, меняет решение. На третьем курсе он решает посвятить себя медицинской психологии. Он хочет быть невропатологом и психиатром».

На разработки Леопольда Сонди повлияли идеи Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Он предложил новое понятие психоанализа: родового / семейного бессознательного, которое во многом – по мнению исследователя – определяет судьбу личности.

«С 1923 года под руководством профессора Раншбурга, Сонди начал свою научную карьеру. В поликлинике Апони он оборудовал первую в Будапеште амбулаторию эндокринологии и конституциональной патологии. Вместе со своими коллегами он составлял генеалогические деревья семей, в которых рождались дети с различными видами патологии. При этом велась летопись семьи каждого ребёнка, включавшая не менее двух её поколений. Эти сведения дополнялись данными клинических, биохимических, эндокринологических и рентгенологических исследований.
Начав исследования как врач, он продолжает их уже как психолог. Исследования по клинической генетике сменяются изучением «феномена не случайности выбора объекта любви». Наблюдаемые в ходе исследований явления нельзя объяснить на основе традиционных точек зрения. Сонди выдвигает гипотезу о неслучайности браков.
Добавил iskanderx iskanderx 13 Января 2016
проблема (3)
Комментарии участников:
iskanderx
0
iskanderx, 13 Января 2016 , url
продолжение: Эта идея не была новой. Ещё в 1926 году датский генетик Вильгельм Иоханнсен высказал следующее мнение: «Действительно правдой является то, что сознательное или бессознательное взаимное предпочтение друг другом генетически схожих между собой индивидов имеет силу...» Йоханнсен высказал мнение, что браки между такими людьми не являются случайностью, но не смог объяснить, почему это происходит… Воодушевлённый этими сведениями, Сонди поставил задачу обнаружить не только скрытые «наследственные факторы», которые определяют бессознательный выбор партнёра, но и объяснить механизм этого выбора в любви. На основе анализа сведений о большом количестве брачных пар и экспериментальных данных он устанавливает, что брачные предпочтения у здоровых и больных людей имеют бессознательное, генно-детерминированное происхождение и определяются генетической схожестью партнёров или супругов. Сонди создаёт «Теорию наследственного выбора объекта любви». Согласно ей, брачные партнёры фактически тянутся друг к другу на основании уникальной генетической «схожести». «Хотя и невидимая, эта схожесть существует в латентных рецессивных генах, которые инстинктивно и бессознательно направляют наш выбор в любви, и возможно даже в других биологических актах...» Постулируя теорию выбора, опираясь на генетическую модель Менделя, Сонди отмечает, что действие рецессивного гена не прекращается. Реализация его потенциала происходит «обходным путём» — в возникновении симпатии и аттрактивного поведения к индивидам с аналогичным или схожим рецессивным геном в генотипе. То есть глубинной основой сближения людей является именно их «генное сходство». Так Сонди вводит понятие либидотропизма — генетически детерминированный выбор брачного или полового партнера. Для него это было несомненное открытие ведь он, по существу, ответил на самый злободневный для себя вопрос — почему люди выбирают друг друга (почему мать выбрала отца, а он её)?

Однако это открытие, как и связанные с ним методические и теоретические разработки, Сонди тщательно скрывал от научной общественности и даже от своих сотрудников в лаборатории. За несколько месяцев до непосредственной официальной публикации своей концепции в 1937 году материалы своей работы он отправляет 3. Фрейду для отзыва. Отец психоанализа внимательно ознакомился с концепцией Сонди. Его ответ был сдержанным, но вполне доброжелательным. Отметив глубину и масштабность концепции Сонди, он заметил, что генетический аспект выбора объекта любви для него слишком чуждая тема, и он вряд ли может чем-то помочь. Не получив ожидаемой поддержки от Фрейда, опасаясь за судьбу своей концепции и при этом не желая вступать в явный конфликт ни с генетиками, ни с психоаналитиками, Сонди публикует концепцию либидотропизма в своей первой фундаментальной работе по судьбоанализу: «Научные достижения по судъбоанализу брачных союзов. Пробная теория выбора в любви», которая издаётся в Гааге в 1937 году, причём на английском языке. Сонди предал огласке и свой знаменитый тест с фотопортретами. К 1937 году он был полностью готов в том виде, каким его знают сегодня. Оказывается, работу над своим тестом Сонди начал ещё в 1925 году, когда был в лаборатории Раншбурга. Как-то раз, встретившись с близнецами — детьми его хороших друзей, Сонди показал им фотопортреты каких-то людей. Дети искренне выразили свою симпатию и антипатию к людям на этих фотопортретах. В следующий раз Сонди принёс другие фотографии и спросил: «Кто тебе больше нравится? А кто неприятен?» Это повторилось ещё несколько раз. Всякий раз к одним портретам дети выражали симпатию, а к другим антипатию. Свой эксперимент Сонди перенёс в клинику и начал предъявлять эти фотопортреты своим пациентам. Для чистоты эксперимента он дополнял портреты другими фотографиями с изображениями людей. Постепенно начали определяться конкретные фотопортреты, на которые пациенты с тем или иным диагнозом давали схожие реакции симпатии и антипатии — начали проявляться закономерности. Вот тогда-то и потребовались уроки психодиагностики и тестологии, методологии и статистики у Раншбурга — закономерности нужно было точнее ухватить и объяснить. Сонди понял, что на конкретный фотопортрет, пациенты — носители конкретного диагноза — давали либо реакцию симпатии, либо антипатии. Чьи это были фотопортреты? Ответ очевиден — фотопортреты его сводных и родных братьев и сестёр. После началась систематическая работа по созданию теста. Как гений, Сонди действовал больше по наитию, чем на основе расчётов. Он сначала создал тест, а уж потом, после Второй мировой войны его ученики и соратники начали работу по статистической стандартизации теста. Самому Сонди не нужно было доказывать надёжность результатов. Для него все и так было очевидно -«Подобное радуется подобному, подобное ищет подобное». В своей частной переписке с коллегами он просил присылать ему фотопортреты различных пациентов, диагноз, анамнез и судьба которых были известны в деталях. Из нескольких тысяч фотографий Сонди отобрал лишь 48, которые и сегодня составляют аппарат теста. В 1939 году в своем докладе на первом Международном конгрессе по лечебной педагогике в Женеве Сонди сделал заявление о том, что, изучив больше тысячи семейных пар, нашёл ответ на проблему выбора в любви. Теория выбора объекта, изложенная им в 1937 году, теперь предстала в следующем виде: «Выбор объекта является генетически детерминированным, биологическим побудительным процессом. Взаимная привлекательность партнёров обусловлена наличием у обоих партнеров тех же самых или схожих латентных рецессивных генов. Это до настоящего времени неизвестная биологическая реальность действия латентных, рецессивных генов называется генотропизмом». Он вводит центральное понятие в новую редакцию своей концепции — генотропизм — заложенная в латентно-рецессивных генах сила, которая притягивает друг к другу людей на основе их генетического родства. Этот доклад был его победой. Ведь теперь он знал и понимал, почему отец выбрал мать, почему такой несчастливый выбор в любви совершали его братья и сестры. Теперь он ответил на вопросы, которые сопровождали его все эти годы, начиная с юных лет.
oleg_ws
+1
oleg_ws, 13 Января 2016 , url
ТЕСТ ФОТОПОРТРЕТОВ
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Первая версия Фототеста была разработана М.А. Джерелиевской в 1993 г. как определенная альтернатива устаревшему тесту Сонди, валидность которого не удалось подтвердить на значимом статистическом уровне (см. М.А. Джерелиевская, А.Г. Шмелев. Опыт взаимодействия методов в диагностике коммуникативных диспозиций. — Вестник Московского университета. Психология, 1993, 3, с.66-69).

50 отобранных черно-белых фотографий наших соотечественников подвергались шкалированию по пяти пятибалльным шкалам, отражающим содержание факторов “Большой пятерки”, а также по шестой шкале “Нравится — не нравится”. На выборке из 225 человек были получены корреляции между 300 первичным индикаторами Фототеста (50*6) и баллами по тесту 16РФ. Тем самым для каждой шкалы 16РФ было получено от 10 до 30 скоррелированных индикаторов из Фототеста. Это позволяло с 50-процентной точностью воспроизводить профиль 16РФ по результатам Фототеста. Кросс-валидизация полученного таким образом ключа на независимой выборке из 75 человек подтвердила множественную корреляцию между данными Фототеста и 16РФ на уровне 0,5. Данный уровень конвергентной валидности следует признать весьма высоким для проективных методик. Это позволяет использовать Фототест как дополняющий метод по отношению к 16РФ, что особенно ценно в ситуации экспертизы, когда результаты опросника подвергаются преднамеренной или непреднамеренной фальсификации. В тот же период на материале Фототеста был реализован не только “проективный ключ”, связывающий его с профилем 16РФ, но и “социоперцептивный ключ”, позволяющий использовать Фототест как методику диагностики точности визуальной диагностики личностных свойств по внешности. В качестве эталона точности при этом рассматривались усредненные шкальные оценки фотопортретов, то есть, тем самым в Фототесте используется один из известных критериев точности межличностного восприятия – “стереотипная точность” (соответствие ответов индивида ответам большинства).

В 1999 г. была создана вторая версия Фототеста. В тесте были использованы новые цветные фотопортреты наших современников, разрешивших использовать свое изображение. Тогда же была проведена перепроверка ключей по Фототесту (выборка стандартизации в количестве 250 человек). Валидность Фототеста по корреляции со шкалами 16РФ осталась на прежнем уровне (0,48).

Ретестовая надежность Фототеста находится в стадии исследования. Планируется реализовать проекцию шкал Фототеста на факторы 16РФ.

В 2011г. были обновлены тестовые нормы методики. Выборка стандартизации составила 2901 человек (кандидаты на работу и сотрудники современных организаций). Возраст: от 18 до 64 лет (медиана — 31 год). Характер работы: преимущественно продажи.

oleg_ws
+1
oleg_ws, 13 Января 2016 , url
Собчик о Сонди-тесте
«Кроме того, его основной постулат вытекает из убеждённости в том,что доброе или злое начало в человеке является врождённым качеством. Сонди уводит нас в дебри философии. Существуют толкования данных, которые на практике не подтвердились. Критическому анализу подверглись и другие аспекты методики, связанные с избыточным расширением её возможности по сравнению с реальной эффективностью; в частности это касается теоретически комплементарного профиля и описания классов влечений. Обращает внимание своеобразие тезауруса автора методики и сложность сопоставления полученных с её помощью данных с результатами др. исследований. В значительной степени это связано с определённым анахронизмом в понимании психоанализа. Многие переводы работ Сонди грешат неточностью.
iskanderx
0
iskanderx, 13 Января 2016 , url
из книги «Век психологии: имена и судьбы»
Сегодня в нашей стране можно встретить приверженцев любой психологической концепции или школы. На Урале существует небольшое общество последователей Леопольда Сонди, созданное для изучения его обширного научного наследия и пропаганды его идей. Остальным российским психологам Сонди если и известен, то лишь как создатель проективного теста, названного его именем. Однако, по мнению психолога Владимира Джоса, который еще четверть века назад первым в СССР перевел работы Сонди на русский язык и стал использовать его идеи в своей практической работе, – чтобы правильно применять эту проективную методику, необходимо понимать суть учения Сонди. А для этого, в свою очередь, важно проследить жизненный путь ученого, его личную и научную судьбу, итогом которой стало создание оригинальной теории. Ведь и теория эта так и называется – судьбоанализ.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать