Что Россия может и не может производить вместо нефти

отметили
31
человек
в архиве
Идея чудесного скачка в зоны, где мы сами будем создавать новые технологии, очень популярна и в правительстве, и в экспертном сообществе. Но статистика говорит, что подобные скачки дороги и имеют низкие шансы на успех. Экономика естественным образом развивается вокруг существующих технологий, постепенно осваивая соседние пространства
После падения мировых цен на нефть проблема диверсификации российской экономики из темы досужих рассуждений превратилась в насущный вопрос: а что вообще мы можем производить, кроме нефти? Понятно, сырьевые отрасли сейчас придавлены мировыми ценами, но что с легкой промышленностью, машиностроением, сельским хозяйством или, с позволения, наноиндустрией? Что теперь, после двукратного обесценения рубля, ограничивает их глобальную конкурентоспособность?
Практическая дискуссия традиционно разворачивается вокруг денег: должен ли Центробанк снижать ставку, кому и сколько выдавать из резервов, снижать или увеличивать налоги. Но похоже, что на этот раз экономика увязла глубоко и просто поддать газу, толкнуть посильнее уже не поможет. Альтернативный и остроумный взгляд на проблемы развития экономики предлагает теория экономической сложности Рикардо Хаусманна из Гарварда и Цезаря Идальго из MIT.

Экономический скраббл

В теории экономической сложности экономика – это такая глобальная игра в скраббл, где технологии – буквы, а товары – слова. Чем больше у вас букв, тем больше слов позволяет составить каждая новая буква. Если вы бедная, отсталая страна, то даже освоение новейшей технологии откроет вам сравнительно немного производственных возможностей. В развитой экономике новая технология дает мультипликативный эффект сразу во многих смежных отраслях.
Для оценки экономической сложности используется статистика международной торговли (массив данных по ней наиболее прозрачен, а классификация универсальна). Учитываются те продукты, в производстве которых страна имеет устойчивое конкурентное преимущество, то есть экспортирует больше, чем средняя экономика подобного размера. Индекс сложности экономики (ECI) отражает, насколько сложна совокупность производимой страной продукции.
Казалось бы, у всех отстающих есть возможность беззастенчиво заимствовать технологии и пользоваться преимуществами догоняющего развития. Но что-то, очевидно, мешает этому процессу. В середине прошлого века Майкл Полани предложил концепцию неявного, личностного знания. Всякая технология состоит из явного, документируемого знания (инструкция, рецепт, регламент) и неявного (опыт технолога, интуиция шеф-повара, профессиональная этика), которое может быть передано только через прямое обучение ученика мастером. Невозможно научиться ездить на велосипеде, просто прочитав инструкцию. Этот навык надежно приобретается за несколько практических занятий в присутствии опытного наставника. Принцип оказался универсальным.
Анализ данных за последние полвека позволил создать карту глобального технологического пространства, которая показывает технологическую связанность различных продуктов.

источник: carnegieendowment.org

Каждая цветная точка – это отрасль промышленности, участвующая в мировой торговле. Справа налево и от периферии к центру сложность продуктов постепенно увеличивается. Выделяются несколько крупных кластеров: легкой промышленности (зеленый), машиностроения (синий), электроники (бирюзовый), химии и фармацевтики (фиолетовый), сельского хозяйства (желтый). Расстояние между точками отражает простоту освоения одной технологии при наличии другой.
Экономика естественным образом развивается вокруг существующих технологий, постепенно осваивая соседние пространства. Скачки на удаленные точки слишком рискованны и редко удаются. Для освоения новой технологии необходим контакт с экспертом и накопление в его присутствии достаточного личного опыта. Поэтому в масштабах экономики основными инструментами освоения технологий являются прямые иностранные инвестиции, привлечение квалифицированных специалистов, диаспоры, обучение на зарубежных предприятиях.

источник: carnegieendowment.org
Германия (ECI = 1,92)
источник: carnegieendowment.org
Камбоджа (ECI = -0,65)

Вот так, например, выглядят в технологическом пространстве развитая экономика Германии (ECI = 1,92, вторая в мире по уровню сложности) и опирающаяся на легкую промышленность экономика Камбоджи (ECI = -0,65).

Существует устойчивая корреляция уровня ВВП на душу населения и индекса экономической сложности. Чем сложнее экономика, тем страна богаче. Специализация на простых технологиях не позволяет достичь устойчивого высокого уровня благосостояния. Исключение составляют только нефтедобывающие страны в период высоких цен на нефть.
Более того, положение в технологическом пространстве определяет круг технологий, до которых экономика может реально дотянуться, и таким образом обуславливает потенциал роста экономики. Сильная позиция в центре ключевых кластеров позволяет быстро осваивать соседние технологии. Присутствие исключительно в периферийных технологических зонах замедляет экономическое развитие.

Чего мы точно не можем

Вот так довольно тускло выглядит сегодня российская экономика в глобальном разделении труда:
Россия (ECI = 0,05)
источник: carnegieendowment.org

Крупные пятна – это нефть и газ. Раскиданные по периметру одинокие точки – уголь, металлы, сельское хозяйство, вооружения. Авиапром, судостроение, наноиндустрию и прочие амбициозные проекты последних лет невозможно различить невооруженным глазом. Наши возможности размазаны по периферии технологического пространства, конкурентные позиции в центральных узлах отсутствуют. Положение российской экономики в технологическом пространстве ставит нас на 98-е место из 121 по перспективам среднесрочного экономического роста, с прогнозом менее 2% в год, то есть ниже среднемировых. И это на основании данных 2014 года, то есть без учета снижения цен на нефть и санкций.

Идея чудесного скачка в зоны, где мы сами будем создавать новые технологии, очень популярна и в правительстве, и в экспертном сообществе. Однако статистика говорит, что подобные скачки дороги и имеют низкие шансы на успех. Нам часто не дают покоя достижения СССР – смогли же мы создать атомную бомбу и первыми запустить человека в космос. Значит, совсем не обязательно учиться делать холодильники и шить рубашки, чтобы начать самим производить новые технологии. Но, во-первых, прорывы СССР потребовали напряжения ресурсов всей страны, включая трудовые ресурсы ГУЛАГа, ограничение потребления населения и недоразвитость других отраслей экономики. Во-вторых, СССР активно заимствовал технологии на Западе. Так, атомный проект был во многом разведывательной операцией, что можно считать своеобразной формой технологической открытости.
Попытка одновременно развивать авиастроение, судостроение, транспортное машиностроение и даже электронику также не особенно перспективна. Существующая технологическая позиция России слишком слабая, ресурсы экономики – и трудовые, и капитальные – ограничены, а идея опираться на внутренний рынок и госкорпорации не может привести к созданию конкурентных производств.
Защита внутреннего рынка может помочь отечественному бизнесу достичь экономии масштаба, но если нет цели перехода к экспорту и открытой конкуренции, то импортозамещение не только не способствует росту, но и замедляет дальнейшее развитие экономики. В результате появились отрасли, существующие только на аппарате искусственного дыхания: производящие по несколько трамваев в квартал или несколько самолетов в год и требующие постоянной финансовой поддержки и защиты от конкуренции. Эти предприятия не развивают нашу экономику, а растрачивают ее ограниченные ресурсы.

Что мы можем

Так что же может производить Россия? Мы, скорее всего, не исключение. Наиболее реальным является органическое развитие существующих конкурентных позиций и движение от них в глубь технологического пространства, в смежные, технологически связанные отрасли. Наилучший потенциал развития есть у добывающих отраслей, химии, сельского хозяйства, производства строительных материалов, транспортного и сельхозмашиностроения. Но для реализации этого потенциала необходимо устранить целый ряд барьеров, препятствующих органическому развитию бизнеса.
Наглядным примером может быть ренессанс нефтяной промышленности США. Добыча в основных нефтяных регионах США ведется уже больше ста лет – сливки давно сняты. Главное отличие США от остальных нефтедобывающих стран – это минимальное регулирование недропользования и конкурентная структура отрасли, где сотни малых и средних компаний конкурируют с лидерами, непрерывно тестируя новые технологические идеи. К этому добавляем эффективный финансовый рынок и надежную защиту инвестиций. В результате поток инноваций за 10 лет трансформировал отрасль и позволил удвоить добычу.
Даже в условиях низких нефтяных цен Россия могла бы добиться притока инвестиций и технологичного роста, если бы дерегулировала недропользование и открыла нефтяную и газовую промышленность для частных инвестиций.
Возможность производить больше нефти, стройматериалов и удобрений выглядит не так волшебно, как превращение нашей промысловой экономики в постиндустриальную или новый рост цен на нефть. Но это возможность постепенно двигаться к более яркой и сложной экономике, с трезвым расчетом на собственные силы, а не на чудо или удачу.

Вот как выглядят сегодня экономики наших соседей, Польши и Турции, которые не совершали головокружительных скачков и не создавали госкорпораций:

источник: carnegieendowment.org
Польша (ECI = 0,93)
источник: carnegieendowment.org
Турция (ECI = 0,42)

Последние 20 лет обе страны постепенно осваивали все более сложную продукцию, двигаясь от сельского хозяйства (желтый) и легкой промышленности (зеленый) к машиностроению (голубой) и электронике (бирюзовый). Последовательно развивались Корея, Мексика, Малайзия и даже Китай.

Что делать

Экономическая наука приходит к тем же выводам, что и Лев Толстой с его похожими друг на друга счастливыми семьями. Экономические диагнозы могут быть весьма разнообразны, но список условий для успешного развития достаточно универсален. Теория экономической сложности лишь по-новому расставляет акценты.
1. Экономическая открытость. Путь в высокоразвитую экономику лежит через участие в международном разделении труда и интенсивные контакты с миром. Сегодня Россия становится все более изолированной, что создает угрозу хронического отставания. Открытость предполагает смену модели мира с эгоцентричной (мир крутится вокруг нас) на более реалистичную, в которой Россия – небольшая и пока периферийная часть мировой экономики, где центрами являются США, Китай и ЕС.
Необходимо ориентировать экономику на внешние рынки, реально поддерживая экспорт. Оформление экспортной операции, возврат НДС, получение недискриминационного доступа к логистической инфраструктуре остаются сегодня прерогативой крупных сырьевых игроков, источниками сбора административной ренты. Обеспечив равные возможности экспорта для мелких и средних предприятий, можно добиться наиболее быстрых положительных результатов.
2. Для развития любой отрасли необходима конкурентная среда внутренних рынков, где участники одновременно конкурируют и сотрудничают. В России за последние 10 лет уровень конкуренции во многих отраслях снижался, а барьеры входа для новых игроков росли.
3. Защита прав инвесторов, эффективная судебная система. Слабая защита прав снижает стимулы для предпринимательства и инвестиций, главных двигателей экономического развития.
4. Еще два года назад макроэкономическая стабильность считалась одним из главных достижений российского правительства. Сегодня колебания курса, введение или прекращение санкций практически невозможно предсказать. Инвестиции в экспортное производство в таких условиях превращаются в игру в казино.
Сегодня у России нет средств для мегапроектов и госкорпораций, нет незадействованных мощностей и свободных трудовых ресурсов для экстенсивного наращивания производства. Возвращение к устойчивому росту возможно только через экономическую открытость, структурные реформы и создание условий для органического развития бизнеса.
Добавил oskarter oskarter 29 Февраля 2016
Комментарии участников:
Mopok
+11
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
спасибо, интересная статья!

только вот все эти рассуждения «что может производить Россия вместо нефти» и что для этого нужно сделать, хороши только при условии, что люди, которые сейчас стоят у власти хотят ее (Россию) развивать… сейчас же у меня впечатление что единственная цель властной верхушки — продолжать оставаться у власти любой ценой с целью сохранения награбленного за прошедшие годы.

KaperDonjon
+4
KaperDonjon, 29 Февраля 2016 , url
Что-то ни слова про атомку…
Flinky
+8
Flinky, 29 Февраля 2016 , url
Россия могла бы добиться притока инвестиций и технологичного роста, если бы дерегулировала недропользование и открыла нефтяную и газовую промышленность для частных инвестиций.
Словоблядство новое, а смысл — старый. Ложитесь под Запад и радостно повизгивайте.

Mopok
+5
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
смысл совсем не в этом, но вы, видимо, все равно не поймете
Flinky
+5
Flinky, 29 Февраля 2016 , url
Нет, я прекрасно понял статью. Просто вам не понять моего понимания. Развиваться надо, и описанный путь — вполне хороший вариант. Проблема в догмах «свободного рынка», пристёгнутых к правильным словам. Развитые государства ведут протекционистскую политику. А нам предлагают раздвинуть булки (к примеру, «дерегулировать недропользование». Уже проходили. Чем это кончилось, вся Россия знает — все наши месторождения едва не были проданы Западу Ходорковским).
Mopok
+4
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
смысл конкретной цитаты которую вы привели в двух вещах
1) избавиться от чрезмерного количества согласований, которые кстати мешают не только мифическим инвесторам но даже существующим сейчас предприятиям
2) перестать пытаться вручную рулить все из Кремля, дав возможность инвестировать в эти отрасли профессионалам, и запад здесь ни при чем — эти инвесторы могут быть откуда угодно — от японии и китая до арабов или каких-нибудь стран брикс

но вы так зациклены на «своем особом пути» России, что не видите, что в конце этого пути — болото
Flinky
0
Flinky, 29 Февраля 2016 , url
Каждый видит свой смысл. Мне в болото, вам — в сияющие высоты либертарианского духа. Тратить на вас время не хочется. Всего доброго.
skrt
+6
skrt, 29 Февраля 2016 , url
Есть и другой смысл: рубль подешевел, скупить западным инвесторам что-то в России проще. Неизвестно что они потом будут делать. Прецеденты с фармкомпаниями уже были.
Mopok
+4
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
ну так речь о некотролируемом рынке ведь не ведется
есть регулятор — государство, которое может ставить условия и контролировать их выполнение
skrt
+2
skrt, 29 Февраля 2016 , url
А вот это как раз важный момент. И мы приходим к началу статьи:
Практическая дискуссия традиционно разворачивается вокруг денег
Автор упрекает в бессмысленности дискуссии, но в итоге всё приходит к ней, только сейчас ещё добавляются и инвесторы.
Mopok
+3
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
нет, ну деньги в экономике это как бы основополагающая вещь
поэтому все равно все будет крутиться вокруг денег
просто в начале статьи делается предположение что традиционные методы типа снижения ставки и снижения налогов чтобы дать разгон экономике уже не помогут в нашей ситуации
вполне возможно что автор и прав, он же не претендует на то, что его взгляд единственно-правильный

приведу аналогию простую: если стартует слабенький ребенок на велике, с трудом педали крутит, велик все время кренится и упасть норовит, то немножко его подтолкнув можно облегчить процесс и дальше он поедет уже сам
а если на велике раздолбанные колеса которые из круглых уже в квадратные превратились и руль болтается, то толкай его или не толкай — толку не будет, надо сервисное обслуживание провести сначала и наладить механизм, а потом уже толкать
skrt
+1
skrt, 29 Февраля 2016 , url
и дальше он поедет уже сам
Не поедет. Существует большая вероятность, что упадёт либо от испуга, либо от не рассчитавшего толчок, либо, проехав пару метров, от того, что «с трудом педали крутит» — дальше крутить их будет также сложно.

а если на велике раздолбанные колеса которые из круглых уже в квадратные превратились и руль болтается, то толкай его или не толкай — толку не будет, надо сервисное обслуживание провести сначала и наладить механизм
В вашем примере налаживанием ничего не сделать. Меняются: колеса, цепь, кассета, калипер, рулевая, тросы. Если колёса стали квадратные, то, скорее всего, и рама под замену. Короче от старого вела можно будет взять манетки, переключатели, возможно, систему. Проще новый вел купить.
Mopok
+3
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
ну новую-то экономику мы не «купим» для страны
даже если бы деньги были
поэтому остается только пытаться хоть как-то наладить то уродство, которое есть сейчас
skrt
+1
skrt, 29 Февраля 2016 , url
Чтобы наладить, необходимо экономику перестать называть «уродством». Без этого перемены невозможны — только революция, которая всё снесет «до основания, а затем...»
Mopok
+4
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
тут я с вами не соглашусь
не важно как называть
важна цель — либо «разрушить до основанья, а затем», что мы уже не раз проходили, либо пытаться модернизировать без разрушения
я за модернизацию
но это не меняет того факта, что на мой взгляд экономика которая есть сейчас — полное уродство
skrt
+2
skrt, 29 Февраля 2016 , url
Да не соглашайтесь — Ваше право. Важности это не поменяет.
Крайние ярлыки влияют на восприятие и на последующие действия. Очень сложно будет экспертам после внушения им о виденном им уродстве принять действия направленные на модернизацию, а не на полном сносе и попыток всё создать заново.
Mopok
+3
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
про восприятие, полный снос и создать заново поясню опять же аналогией
вот есть программный год
чужой
написанный крайне хреново
у любого программиста первое желание — переписать его нахрен заново
но когда программа должна работать в режиме 24х7 и даже малейшие простои недопустимы, а писать заново свою программу, новую параллельно ты допустим не можешь — нет на это ресурсов, то даже понимая, что код полностью и абсолютно уродский, ты все равно будешь его «причесывать и приводить в порядок» по чуть-чуть, по немногу просто потому что вариант «полный снос» — вообще не приемлем ни в каком виде

так вот и с экономикой — ну не приемлем вариант полный снос и это даже самые упертые идиоты наверное уже поняли
skrt
-1
skrt, 29 Февраля 2016 , url
у любого программиста первое желание — переписать его нахрен заново
Потому что, у любого программиста чужой код:
полностью и абсолютно уродский

И не каждый программист возьмётся его исправлять. Но каждый будет давать советы как это сделать. Например, оставляя всё как есть, переписывать библиотеки, потом просто их подцепляя к коду. Что это будет значить в контексте экономики?
Создание новых направлений? — но статья говорит, что это не работает — слишком затратно.

ну не приемлем вариант полный снос и это даже самые упертые идиоты наверное уже поняли
Судя по периодическим комментариям — не поняли.
Mopok
+3
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
Потому что, у любого программиста чужой код:
полностью и абсолютно уродский
не у любого
я когда был программистом очень часто видел красивые элегантные решения в чужих программах и не стеснялся говорить об этом людям, которые их написали

но если программа представляет из себя несколько тысяч строк сплошного кода без форматирования и без процедур, функций — когда их заменяют copy+paste и операторы goto — это реальное уродство и об этом я тоже не стеснялся сказать автору
Mopok
+2
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
Что это будет значить в контексте экономики?
Создание новых направлений? — но статья говорит, что это не работает — слишком затратно.
создание новых направлений на стыке того, что уже имеется
вот развита у нас добыча нефти и газа
чего бы нам нормально переработку не развить?
отчего бы нефтехимией не заняться чтобы хотя бы сырье для производства изделий из ПВХ свое было и хорошего качества
отчего бы этим сырьем потом не торговать? из пластика сейчас очень много чег делается и рынок большой и продолжает расти
это частный пример.

уменьшить число согласований всего и вся
я конечно не специалист, но уверен, что очень много у нас проблем в экономике потому что на каждый «чих» должен быть проект, обоснование, заключение, разрешение каких-нибудь органов и т.д.
помню я как на какой-то пресс-конференции начальник ГИБДД Ростовской области жаловался что мол, да, мы знаем что аварийность на участке М4 который от Ростова на юг идет большая, да мы регистрируем жалобы и предложения установить там разделительный отбойник между встречными полосами, но такие отбойники можно ставить только на длрогах такой-то категории, а этот участок у нас такой-то категории, а чтобы пересмотреть надо…
skrt
-1
skrt, 29 Февраля 2016 , url
я конечно не специалист, но уверен, что очень много у нас проблем в экономике потому что на каждый «чих» должен быть проект, обоснование, заключение, разрешение каких-нибудь органов и т.д.
Ага, а потом начинаются проекты типа:

чего бы нам нормально переработку не развить?
отчего бы нефтехимией не заняться чтобы хотя бы сырье для производства изделий из ПВХ свое было и хорошего качества
отчего бы этим сырьем потом не торговать? из пластика сейчас очень много чег делается и рынок большой и продолжает расти
без бизнес-плана и исследования рынка.

У нас нефтепереработка занимает около 50% от объёма добычи. Потребность рынка какая, Вы знаете?

из ПВХ свое было и хорошего качества
Хорошая качество=увеличение цены. Весь мир идёт по пути снижения цены и, как следствия, снижения качества. А Вы предлагаете делать неконкурентную продукцию.
Mopok
+3
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
я про ПВХ конкретно знаю, что для того, чтобы отлить маленькую детальку входящую в конструкцию обычной оконной ручки гранулы ПВХ закупаются за границей

поэтому качество нашего сырья ХОТЯ бы довести до уровня мирового
skrt
+1
skrt, 29 Февраля 2016 , url
поэтому качество нашего сырья ХОТЯ бы довести до уровня мирового
менеджеров поменять?
Mopok
+2
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
диалог закончен
skrt
0
skrt, 29 Февраля 2016 , url
Да Вы правы, менеджеры меняться не хотят.
skrt
0
skrt, 29 Февраля 2016 , url
Если говорить о проблемах, то у нас есть одна старая, которую пока не поменяешь ничего не изменится в экономике: Желание получить прибыль от вложений ещё вчера. На этом строился бизнес.
Есть ещё одна: Лень — лень что-то делать, менять, как-то себя вкладывать в процесс. И как результат — введение запретов, дабы можно было продолжать лениться.
Mopok
+3
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
Желание получить прибыль от вложений ещё вчера
оно неспроста это желание а от неуверенности в завтрашнем дне и в том, что у тебя этот бизнес который ты допустим спланировал с выходом на возврат инвестиций через 15 лет не отожмут у тебя через 5
опять же стоимость денег — очень мало кто может себе позволить ввалить кучу своих денег на десяток-другой лет, везде в мире для этого есть банки и длинные кредиты, но вот ставки по которым у нас банки сейчас готовы давать кредит таковы, что для того, чтобы по этим кредитам расплатиться бизнес должен иметь запредельную рентабельность… а те времена уже прошли
skrt
+1
skrt, 29 Февраля 2016 , url
оно неспроста это желание а от неуверенности в завтрашнем дне и в том, что у тебя этот бизнес который ты допустим спланировал с выходом на возврат инвестиций через 15 лет не отожмут у тебя через 5
Это называет фантазии на почве оправдания своих взглядов: результат дефлексии, который может ничего с настоящим не иметь. Один из ответов, который бизнесмены озвучивали — всегда есть куча вариантов получить прибыль вчера, проще рассматривать их. Это из моих разговоров с желанием получить кредит под проект в середине 90-х.
comander
0
comander, 2 Марта 2016 , url
ты сам себе противоречишь. то за свободу то за регулятора
Mopok
0
Mopok, 2 Марта 2016 , url
никакого противоречия нет
свобода это не вседозволенность
регулятор устанавливает рамки и условия внутри которых позволяет проявлять свободу
как я себе это вижу
норд
+1
норд, 29 Февраля 2016 , url
по форме высказывание на статью не очень красивое, но по сути — верное :)
bronevoy
+3
bronevoy, 29 Февраля 2016 , url
Извините, а на основании каких данных рисуются эти картинки? Есть ли у авторов заинтересованность в полноте данных? А то опять образ отсталой страны рисуют. У меня знакомый продавец сантехники решил открыть свое производство пластиковых труб, это здесь будет отражено?
Flinky
0
Flinky, 29 Февраля 2016 , url
Сейчас вас тоже начнут кормить ссылками на тайные знания. Которых вам якобы не понять.
Mopok
+3
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
Для оценки экономической сложности используется статистика международной торговли (массив данных по ней наиболее прозрачен, а классификация универсальна).

Каждая цветная точка – это отрасль промышленности, участвующая в мировой торговле.

так что если ваш знакомый откроет производство и это производство будет эффективным настолько, что позволит продавать продукцию на экспорт существенными объемами, вполне возможно что это производство тоже появится на картинке.
bronevoy
+1
bronevoy, 29 Февраля 2016 , url
Мне кажется, или вы обесцениваете производство направленное на локальные рынки? В условиях большой работы по замещению импорта на этом графике ничего не будет отражено, классно! Прежде чем выходить на экспорт, нужно твердо стоять на своей земле. Да, мы многое иностранное производство локализовали у себя и за свой капитал, и за зарубежный. И это обязательная ступень для дальнейшего развития. Я уверен, что эти графики не достаточно объективны, чтобы публиковаться в СМИ.
Mopok
+2
Mopok, 29 Февраля 2016 , url
Мне кажется, или вы обесцениваете производство направленное на локальные рынки?
вам кажется.
это вообще-то не я, а автор статьи предлагает такую методику.
возможно из-за того, что данные по мировой торговле открыты и есть по ним проще статистику сделать чем по данным торговли внутренней
comander
+1
comander, 2 Марта 2016 , url
Я уверен, что эти графики не достаточно объективны, чтобы публиковаться в СМИ.
лол )
там как бы и не сми а сайт организации.
по вашей мысли работа на локальные рынки сокращает чужой экспорт. то есть так или иначе в модели учтется.
vhagen
+3
vhagen, 29 Февраля 2016 , url
Это основано на данных международной торговли. Естественно, есть некоторый перекос за счет стран с неразвитым экспортом.
норд
+4
норд, 29 Февраля 2016 , url
Где атомная энергетика? Где космос, масса вооружений? Что-то я не припомню у Польши не то что атомных подводных лодок, но и простых дизельных в массе хотя бы дотягивающих до флота Южной Кореи.
Ну и далее много вопросов.

Короче: источник: s5.postimg.org
Deus
+3
Deus, 29 Февраля 2016 , url
ну в мировой торговле атомные подводные лодки как пирожки ходят. На атомную энергетику залипать не надо, в годовом выражении это не так много на всю страну. Так же как пшеницей тут бряцают, а это всего-то несколько миллиардов в год.
норд
0
норд, 29 Февраля 2016 , url
охеренный ответ! ни на что залипать не надо! :) Да!
Deus
+2
Deus, 1 Марта 2016 , url
я имею в виду что хорошо что это у нас есть, но на это не проживешь, доля в торговле мизерная. Основной экспортный товар это нефть, и от этого надо уходить.
comander
0
comander, 2 Марта 2016 , url
пик нефти пройден. все оттуда уйдут в перспективе 2-3 десятилетий
Ruapss
+2
Ruapss, 29 Февраля 2016 , url
СМИ явно педалируют тему экономической некомпетентности власти. Что в общем то и так видно.
vlvilkov
-1
vlvilkov, 29 Февраля 2016 , url
Продолжающаяся покупка зеленых бумажек с портретами мертвых президентов, перевод народного достояния в долговые расписки государства банкрота с похвалой в адрес гробовщиков не оставляет вариантов для желания что-либо изменять, да и это уже делать поздно.
В точности по Жванецкому, ложиться и ползти на кладбище.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать