235 лет со дня рождения великого русского художника-портретиста Ореста Кипренского
Орест Кипренский родился 13 марта 1782 года на мызе Нежинской, что близ Копорья, в Ямбургском (Ораниенбаумском) уезде Петербургской губернии. Он считался сыном дворовой девки Анны Гавриловой и крепостного Адама Швальбе. Но можно предположить, что он был незаконнорожденным сыном А. С. Дьякова — хозяина усадьбы.
Кроме Ореста в семье было ещё пять детей — три девочки, умершие в раннем возрасте, Александр и Анна, которая пережила братьев. Все дети носили фамилию Швальбе. Все, кроме Ореста.
Имя вымышленное. Кто его дал будущему живописцу? Какой смысл вложен в него? Для нас это загадка. Быть может оно созвучно наименованию старинного города-крепости Копорье, близ которого родился художник? Ещё ближе звучанию этого имени слово «кипрей» — одно из названий высокой травы — иван-чая. Могли связать эту фамилию и с именем Киприды — античной богини любви и красоты.
Теперь, двести с лишним лет спустя, кажется, что «кипрей» и «Киприда» слились в имени живописца не случайно: его талант — такой же русский, как нежный цветок иван-чая, а имя греческой богини вызывает в нашем представлении образы античного искусства, которое было для многих художников — современников Кипренского — источником вдохновения.
Здание Академии художеств было замечательным сооружением конца 18-го века. Торжественный фасад здания украшали копии с античных статуй Геркулеса и Флоры. Они олицетворяли силу и плодородие — мощь и изобилие русских талантов. На куполе здания восседала Минерва, богиня Мудрости, а над входом красовалась гордая надпись-посвящение: «Свободным художествам».
Искусство портрета в России 18-го века достигло уровня лучших образцов европейского портретного искусства тех лет. Однако официально к началу 19-го века портрет считается второсортным жанром и первое место отводится исторической живописи.
Видимо, поэтому Орест Кипренский, рано проявивший склонность к рисованию человеческих лиц, кончает Академию художеств по классу исторической живописи и получает золотую медаль за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем». Но уже на первой своей выставке в 1804 году он выставляет три портрета, и среди них замечательный портрет своего отчима А.Швальбе. Через много лет в 1831 году Кипренский решил показать этот портрет на международной выставке в Неаполе. Авторитетная комиссия отказалась принять его, решив, что художник выдаёт за своё произведение работу Рубенса или Рембранта.Замечательно поэтичны женские образы Кипренского. В портрете Дарьи Николаевны Хвостовой Кипренский показывает иной человеческий характер: живой, решительный, активный, для которого случайно состояние грустной задумчивости. В этих работах, особенно в своих автопортретах, Кипренский даёт новое понимание колорита, светотени. Цвет для него не был просто красивым пятном — он нёс эмоциональную нагрузку. А небольшая игра света и тени в «Автопортрете с кистями за ухом» придала романтическую взволнованность образу.
Первый раз Кипренский приехал в Италию в 1816 году. Он сразу завоёвывает признание. Кипренский вернуся в Россию художником с мировой славой. Передовые круги русского общества встретили его восторженно.Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Несмотря на мировую известность и признанное мастерство, официальные и придворные круги отнеслись к Кипренскому холодно. Кипренский был вынужден вновь уехать в Италию. Будучи в последние годы жизни оторванным от родины, он не мог создать значительных произведений.