Си Цзиньпин в Европе: повесть о двух странах (The Diplomat, Япония)

отметили
20
человек
в архиве

источник: cdn1.img.inosmi.ru

В Италии и во Франции Си Цзиньпину был оказан очень разный прием. Выгоды принимающие его стороны получили тоже разные — но здесь картина весьма неожиданная. Какие выводы можно сделать из этих очень разных визитов? Автор японского издания разбирался в визите китайского лидера в эти две страны и даже попытался понять, какая стратегия взаимодействия с Китаем наиболее оправдана.

Как сообщают многочисленные СМИ, Италия в субботу согласилась участвовать в китайской инициативе «Один пояс, один путь», став первой страной «Большой семерки», давшей такое согласие.

Соответствующий протокол о намерениях был подписан во время визита китайского руководителя Си Цзиньпина в Рим, который состоялся на этой неделе, и итальянское правительство очень хотело торжественно отметить данное событие. Си Цзиньпину в итальянской столице оказали грандиозный прием. Его принимали так, как обычно принимают приезжающих с визитами монархов. Китайские и итальянские компании подписали соглашения на общую сумму 2,5 миллиарда евро. Среди прочего итальянский инвестиционный банк «Касса Депозити э Престити» (Cassa Depositi e Prestiti) будет продавать долговые обязательства под названием «панда-облигации» и сотрудничать с китайским фондом «Шелковый путь» в привлечении международных инвестиций и в строительстве итальянских железных дорог и аэропортов, а также наращивать поток туристов из Китая посредством онлайнового туристического агентства «Ситрип» (Ctrip). Непосредственно связанная с инициативой «Один пояс, один путь» «Чайна комьюникейшнс констракшн компани» (China Communications Construction Company) подписала соглашения с портами Триеста и Генуи.

Но все эти сделки не производят большого впечатления. Их общая стоимость оказалась ниже ожидаемой, так как ранее сообщалось, что объем предложений составлял семь миллиардов евро. Очевидно, Китай поманил Италию перспективами сделок (или пригрозил, что не будет их подписывать) и тем самым принудил Рим к заключению соглашения по «Одному поясу, одному пути». В этой связи критики говорят, что Италия продешевила, предложив свое сотрудничество.

Из-за отсутствия знаковых и масштабных соглашений, не считая протокола о намерениях по инициативе «Один пояс, один путь», заместителю премьер-министра Луиджи Ди Майо (Luigi Di Maio), активно поддерживающему сближение Италии и КНР, пришлось напрячься, чтобы продемонстрировать успех переговоров. В итоге ему пришлось изливать свои чувства по поводу первой партии апельсинов, которая будет отправлена самолетами с Сицилии в Китай. Он постарался представить это как «маленькую революцию для продукции итальянского производства».

Ди Майо также сказал, что подписанные в субботу соглашения могут достичь по своему объему 20 миллиардов евро, однако для расширения сотрудничества придется подписывать отдельные сделки по каждому направлению. А на сегодня Риму досталась цифра 2,5 миллиарда — а также острая полемика по поводу присоединения к китайской инициативе. Такие результаты вряд ли успокоят различные фракции в итальянском правительстве, которые сомневаются в целесообразности заигрывания с Китаем в ущерб отношениям с США и ЕС.

Сразу после Италии Си Цзиньпин отправился во Францию с визитом, который очень сильно отличался от его итальянского турне. Французский президент Эммануэль Макрон устроил демонстрацию европейского единства, пригласив на переговоры с Си канцлера Германии Ангелу Меркель и председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Они указали Си на то, что рассчитывают на большую открытость китайских рынков, и только после этого будут думать об участии в инициативе «Один пояс, один путь». «Мы как европейцы хотим играть активную роль [в проекте „Один пояс, один путь"], — сказала Меркель. — Это должно привести к определенной взаимности, но здесь у нас пока нет полного согласия».

Позже Макрон на встрече с Си добавил, что Китай и ЕС должны ускорить работу по модернизации ВТО, чтобы можно было эффективнее решать вопросы, связанные с прозрачностью, избытком производственных мощностей, государственными субсидиями, а также урегулировать споры. Он также подверг Китай критике за нарушения прав человека и пообещал, что Франция продолжит «поднимать вопросы, связанные с соблюдением основополагающих прав в Китае». Макрон даже упомянул китайские репрессии против мусульман-уйгуров, вызвав недовольство Пекина.

Но вот что поражает. Хотя Франция заняла конфронтационную позицию, она получила от этого визита гораздо больше, чем Италия, радостно решившая поддержать «Один пояс, один путь». Франция и Китай подписали в ходе этого визита соглашения на 40 миллиардов евро, то есть, вдвое больше гипотетических цифр Ди Майо на будущее. Основная часть этой суммы приходится на одно-единственное соглашение, в рамках которого Китай будет покупать самолеты компании «Эйрбас». Но даже если исключить этот контракт из французского улова, все равно останутся соглашения на 10 миллиардов евро, что в четыре раза больше суммы итальянских сделок.

Какие выводы можно сделать из этих очень разных визитов? Во-первых, объятия с Китаем не дают тех дивидендов, на которые можно было надеяться. В то же время твердая (хотя и дипломатичная) позиция по вызывающим обеспокоенность вопросам обходится дешевле, чем может показаться. Кроме того, становится понятно, что сделка по инициативе «Один пояс, один путь» в большей степени носит символический, нежели содержательный характер, и не дает никаких гарантий увеличения китайских инвестиций. Это на собственном и не самом приятном опыте выяснила Польша, которая одна из первых в Европе поддержала китайский проект, а потом не получила инвестиций, на которые надеялась. Надо сказать, что свои инвестиции в Италию, в том числе в порты и прочие объекты инфраструктуры, Китай начал вкладывать еще до подписания протокола о намерениях, и после его заключения они вряд ли существенно увеличатся.

С другой стороны, ни один из крупнейших получателей китайских инвестиций в Европе не присоединился к проекту «Один пояс, один путь». По данным Центра стратегических и международных исследований, в 2017 году наибольшую часть китайских средств в Европе получали Германия (1,6 миллиарда долларов), Нидерланды (1,6 миллиарда долларов), Британия (1,5 миллиарда долларов) и Франция (1,4 миллиарда долларов). При этом Германия и Франция жестче всех критиковали Китай за его поведение в торговле и за нарушения прав человека. Получается, что если воздерживаться от критики в адрес КНР, это вряд ли будет гарантией получения крупных и выигрышных сделок. Если твой рынок достаточно привлекателен, ты все равно их получишь.

В этом-то и загвоздка. Италия, привлекшая в 2017 году 500 миллионов долларов китайских инвестиций, явно надеется, что присоединившись к инициативе «Один пояс, один путь», она окажется в выигрышном положении и сможет получать больше направляемых в Европу инвестиций. Но в деловой практике Китая есть один грязный секрет. Хотя китайское государство обладает огромным влиянием при принятии экономических решений, все китайские компании в конечном итоге гонятся за прибылью. Соглашение по «Одному поясу, одному пути» — это не панацея, которая внезапно сделает инвестиционный климат Италии неотразимым для китайских фирм. И никакими бумагами не изменишь тот непреложный факт, что Франция продает в Китай самолеты, а Италия предлагает ему апельсины.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Оригинал публикации: Xi Jinping in Europe: A Tale of 2 Countries
 
Опубликовано 27/03/2019
 
источник: thediplomat.com
Добавил suare suare 29 Марта 2019
проблема (2)
Дополнения:
 
Улыбка президента Си Цзиньпина принесет Франции сорок миллиардов евро

16:15 26.03.2019
Китайский лидер в ходе поездки по Западной Европе щедро «раздает» многомиллиардные контракты, вызывая растерянность европейцев и тревогу противников слишком тесного сближения ЕС с Пекином.

Результаты визита китайского лидера Си Цзиньпина во Францию лишь добавили Евросоюзу беспокойства относительно масштабного «проникновения» Поднебесной в жизнь Старого света. В Париже подписаны контракты, которые принесут французам и всему союзу в целом не менее 40 миллиардов евро.

Ранее Германия высказывала свою обеспокоенность заключением договоров между Римом и Пекином на значительно меньшие суммы и призывала к бдительности в делах с китайскими государственными компаниями.

Практически все европейские обозреватели отмечают масштабы договоров, подписанных в Париже в ходе визита президента КНР Си Цзиньпина, о котором ранее сообщал Sputnik Эстония. Во вторник, 26 марта, во встречах с китайским лидером принимают участие также президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и канцлер Германии Ангела Меркель. На встрече обсуждается сотрудничество ЕС и КНР и возможные «точки соприкосновения» интересов сторон.

Единая Европа «вписывается» в мировоззрение Пекина

Надо полагать, заключенные 25 марта Францией договоры о поставках авиалайнеров, мороженых цыплят, сотрудничестве в сферах атомной энергетики и охраны окружающей среды — в общей сложности более десятка документов на общую сумму около 40 миллиардов евро, — можно считать веским доводом Пекина в пользу развития сотрудничества.

Китайская государственная China Aviation Supplies Holding Company выразила готовность приобрести у европейского (номинально — французского юридического лица) консорциума Airbus 290 самолетов A320 и 10 лайнеров A350.

На «гламурном», как иронизируют европейские издания, обеде вечером 25 марта президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что надеется выстроить «новую глобальную систему управления» с помощью Китая и собирается обсудить это на «беспрецедентной встрече с канцлером Германии и президентом Еврокомиссии».

«Мы делаем очень важный жест. Он свидетельствует о нашей глубокой приверженности сотрудничеству Китая с Европой… и моем желании построить сильную Европу», — сказал Эммануэль Макрон лидеру китайских коммунистов Си Цзиньпину.

На что тот ответил ему заверением во всемерной поддержке Китаем европейской интеграции и развития, поскольку «единая и процветающая Европа вписывается в их видение многополярного мира.

Европе предстоит определиться с „Новым шелковым путем“

Ранее ряд европейских столиц во главе с Берлином высказывали обеспокоенность подписанием в Риме соглашений об инвестициях КНР более двух миллиардов евро в инфраструктуры Италии, которая тем самым подключилась к китайской инициативе „Один пояс, одна дорога“.

Евросоюз нервно ожидает визита президента Китая >>

Франция о присоединении к проекту „Новый шелковый путь“ на этот раз пока ничего не говорила. Но в апреле предстоит саммит ЕС-КНР, на который Европа возлагает особые планы и где, возможно, будет заявлено об изменении до сих пор осторожного отношения ЕС к китайской инициативе „Один пояс, одна дорога“.

Пекин демонстрирует европейцам свою готовность расширять сотрудничество и вкладывать средства в страны ЕС, обещая взамен именно то, чего хотели бы европейские компании, благоприятный режим инвестирования в Китае.

Помимо „запаха“ очень крупных сумм и богатых перспектив торговли, визит президента Си Цзиньпина в Италию, Монако и Париж принес Европе еще и новое „оружие“ против торгово-экономических претензий Вашингтона. Не факт, что Европа захочет его „купить“, но использовать такую возможность как средство давления на США на продолжающихся и не очень успешных примирительных переговорах с Вашингтоном она наверняка сочтет удобным.

Франция намерена пойти по „шелковому пути“ >>

Тем более что ранее администрация президента Дональда Трампа давала Европе „прочувствовать“ риски, которые несет ей предполагаемый договор о свободной торговле между США и КНР.

Сокрушительная победа Airbus над американской Boeing

Контракты на поставку Китаю европейских авиалайнеров означают для ЕС не только многолетние и приятные доходы, но и победу Airbus в многолетней конкурентной борьбе с американским Boeing.

Как со ссылкой на материалы китайской Global Times рассказывал Sputnik в январе 2018 года, то есть еще до начала торговой войны между США и КНР, отказ от закупок американских Boeing в пользу европейских Airbus становится логичным продолжением торгово-экономического противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Но тогда, в самом начале прошлого года, президент Эммануэль Макрон, вопреки ожиданиям, не привез из своей поездки в Пекин контрактов на ранее почти согласованную поставку китайцам 184 лайнеров, что было сочтено явным провалом молодого французского президента, а также признаком „хитрой азиатской политики“ китайских коммунистов. После того визита Макрон воздерживался от новых заявлений о желании Франции „принимать активное участие в инициативе “Один пояс, одна дорога».

Немцы получат через Эстонию доступ к Шелковому пути >>

Ныне же Франция более чем вознаграждена за ту неудачу: три сотни самолетов и французские замороженные цыплята на общую сумму не менее 40 миллиардов евро — это более чем достойный вклад Пекина в процветание европейской авиастроительной индустрии и французского аграрного экспорта.

Ну и заодно, с учетом продолжающихся примирительных переговоров между американцами и китайцами, — болезненный пинок для Вашингтона и дополнительный стимул для неприятных разбирательств между США и Евросоюзом. Сокрушительная победа Airbus над Boeing в борьбе за гигантский китайский рынок.

Как бы цинично это ни звучало, но недавняя трагедия в Эфиопии, где по неясным пока причинам погиб лайнер Boeing 737 Max, и последовавший за катастрофой временный запрет на полеты самолетов этой серии в странах Европы, в Китае и других регионах мира, оказались дополнительным доводом в пользу грандиозного контракта на поставку авиакомпаниям Поднебесной 300 самолетов Airbus.

Добавил suare suare 29 Марта 2019
Комментарии участников:
reik
+3
reik, 29 Марта 2019 , url

Японцы ненавидят Китай и пытаются закидать дегтем соглашения. А на критику Китаю плевать, как принимали, что говорили- Си приехал за определёнными контрактами и он их получил! 

Tamriko
0
Tamriko, 29 Марта 2019 , url

Торговать — не воевать! Уже плюс.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать