Дальневосточный федеральный округ занимает второе место по добыче угля в России, добыча угля ведется в 10 субъектах Дальнего Востока. Республика Индия в то же время импортировала в 2018 году 230 млн тонн угля и выступает одним из крупнейших мировых его импортеров. В 2018 году экспорт угля из России в Индию составил 4,5 млн тонн. Полагаю, что можем нарастить объем поставки в шесть раз, экспортируя до 28 млн тонн в год в Республику Индия к 2025 году”, – сказал Тырцев.
teknoblog.ru/2019/10/23/102120
В свою очередь, индийский министр нефти, природного газа и стали Дхармендра Прадхан отметил, что необходимость страны в коксующихся углях сейчас составляет около 70 млн тонн, особенно это касается алюминиевой промышленности.
“55 млн тонн коксующегося угля потребляется только сталелитейной промышленностью, мы являемся вторыми в мире по импорту угля. Мы собираемся к 2030 году достигнуть производства 3 млн тонн стали в год, и поэтому нам необходимо увеличивать поставки угля для нашей национальной сталелитейной индустрии”, – отметил он.
В настоящее время, по словам замглавы Минвостокразвития, на Дальнем Востоке в разной степени реализации находятся шесть российско-индийских проектов на общую сумму 1,8 млрд долларов. Пять из них осуществляют в рамках особых территорий развития на общую сумму 800 млн, еще один – вне преференциальных зон на 1 млрд долларов.
“Мы уделяем особое внимание проекту освоения Крутогоровского угольного месторождения компанией Tata Power на территории опережающего развития “Камчатка”, который является флагманом российско-индийского инвестиционного сотрудничества в сфере горнодобычи. Инвестиции в проект – около 600 млн долларов. Это один из крупнейших совместных проектов на Дальнем Востоке России, его реализация должна создать в регионе более 1,7 тыс рабочих мест”, – добавил Тырцев.
Управляющий директор инвестиционного департамента АНО “Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта” (АПИ) Александр Волков по итогам сессии сообщил журналистам, что по итогам поставок тестовых образцов угля на сегодняшний день три российские компании получили одобрение от индийских экспертов.
Ожидается, что Индия проведет анализ продукции с помощью своей технологии, которая применяется в выплавке стали. После этого можно будет продолжить тестовые партии, отмечает агентство ТАСС. По его словам, российский уголь высокого качества и может быть использован совместно с углем, поставляемым в Индию из других стан мира: Австралии, Канады, Индонезии.
“Мы наметили на этот год активизировать и довести до логического завершения поставки тестовых образцов и тестовых партий угля в Индию, а в 2020 году выйти на конкретные инвестиционные проекты на Дальнем востоке”, – сообщил ВолковНа судостроительной верфи «Звезда» в Приморье состоялась встреча главы «Роснефти» Игоря Сечина с индийской делегацией во главе с министром нефти, природного газа и стали Индии Дхармендрой Прадханом, сообщает «Роснефть».
«В состав индийской делегации вошли представители государственных структур и деловых кругов Индии, в том числе председатель совета директоров компании ONGC Шаши Шанкар, директор ONGC Videsh А. К. Гупта, директор Bharat Petroleum Лалит Уоттс, а также представители руководства сталелитейных компаний Tata Steel, Steel Authority of India Limited, JSW и угледобывающей Coal India Limited.
Деловой визит прошел в развитие договоренностей, достигнутых между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Индии Нарендрой Моди на полях V Восточного экономического форума во Владивостоке.
В ходе встречи стороны обсудили актуальные темы сотрудничества, в том числе взаимодействие по таким успешно развивающимся проектам, как разработка месторождений Ванкорского кластера и развитие компании Nayara Energy», — отмечает «Роснефть».
«Роснефть» развивает интегральный формат взаимодействия с индийскими партнерами. В основе нашей совместной работы лежит доверие, учет взаимных интересов и долгосрочные перспективы. Работа идет по всей технологической цепочке — от добычи и переработки нефти до нефтехимии и реализации нефтепродуктов. Надеюсь, что сегодняшняя встреча придаст новый импульс дружбе между нашими странами", — подчеркнул Сечин.
Стороны обсудили вопрос совместного участия в проекте «Восток Ойл».«Восток Ойл» обладает масштабной ресурсной базой. В перспективе будет создан новый кластер мирового уровня", — заявил Сечин.
Проект «Восток Ойл» включает ресурсную базу крупнейших месторождений Ванкорского кластера («Ванкорского», «Сузунского», «Тагульского» и «Лодочного»), а также нефтеносных площадок на севере Красноярского края, таких как Паяхская группа месторождений и Западно-Иркинский участок. «Кластерный подход к освоению этих месторождений позволит максимально эффективно реализовать их добычной потенциал и обеспечит значительную синергию», — отмечает «Роснефть».
Дополнительным конкурентным преимуществом проекта «Восток Ойл» является близость к уникальному транспортному коридору — Северному морскому пути (СМП). Использование СМП открывает возможность поставок сырья с месторождений «Восток Ойл» сразу в двух направлениях — на европейские и азиатские рынки. Перевозку нефти осуществят танкерами ледового класса Arc7 при частичном сопровождении ледоколами с последующей перевалкой на типовые нефтяные танкеры.
С учетом больших объемов добычи в рамках «Восток Ойл» целесообразно использовать собственный флот, подчеркнул Сечин. Это гарантирует своевременную перевозку и отменяет зависимость от ставок фрахта на рынке. Предлагаемая логистическая схема позволит продавать высококачественное сырье с проекта «Восток Ойл» со значительной премией по отношению к нефти сорта Brent, пояснил Сечин.
«Важнейшую роль в создании современного ледового и танкерного флота в России играет судоверфь „Звезда“ — первый центр высокотехнологичного судостроения в России и одна из ведущих верфей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Во время визита индийская делегация ознакомилась с ходом строительства „Звезды“ и посетила ее ключевые производственные объекты, включая сухой док и достроечный стапель, где идет сборка первых двух судов — судна снабжения и танкера класса „Афрамакс“, строительство которого находится в завершающей стадии. Всего на верфи строят восемь судов — четыре судна снабжения и четыре судна класса „Афрамакс“, — отмечает „Роснефть“.
»С 2015 г. по поручению президента Владимира Путина проект строительства верфи реализует консорциум инвесторов во главе с «Роснефтью». Всего будет построено 97 объектов, из них 30 крупных промышленных, в том числе 16 объектов первой очереди, основные из которых уже введены в эксплуатацию, и 14 объектов второй очереди. Строительство второй очереди идет опережающими темпами", — заявил Сечин.
Стороны обсудили возможность размещения индийскими компаниями заказов на «Звезде».
«Технологические возможности судоверфи позволяют строить все существующие и перспективные виды судов, в том числе высокотехнологичные атомные ледоколы, танкеры, газовозы, крупнотоннажные суда, морские буровые, разведочные и добычные платформы, корабли и суда обслуживающего флота в первую очередь ледового класса», — заключает «Роснефть».Роснефть" предложила разместить заказы от Индии на судоверфи «Звезда» с учетом осуществления совместного проекта «Восток Ойл».
Росатом: Севморпуть — русский путь в Индию
rosatom.ru/journalist/interview/vyacheslav-ruksha-sevmorput-eto-russkiy-put-v-indiyu/
Как стало известно “Ъ”, «Роснефть» решила внести существенный вклад в наращивание грузопотока на Северном морском пути и может перенаправить туда нефть с новых месторождений Ванкорского кластера, построив около 600 км трубопровода до побережья Таймыра. Компания видит этот проект в связке с разработкой Пайяхской группы месторождений «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова. Эта концепция сейчас прорабатывается в правительстве, но комплексной оценки необходимых инвестиций еще нет. В «Транснефти», которой грозит падение объемов прокачки нефти с Ванкора, заявили о готовности «конкурировать с новым направлением». Эксперты считают, что в любом случае с привлечением лоббистского ресурса «Роснефти» шансы Пайяхи на реализацию повышаются.
Президент «Нефтегазхолдинга» (НГХ) Эдуард Худайнатов и глава «Росатома» Алексей Лихачев обратились к вице-премьеру Максиму Акимову с просьбой оценить целесообразность создания совместной инфраструктуры поставок нефти для принадлежащей НГХ Пайяхской группы месторождений и Ванкорского кластера «Роснефти» для дозагрузки СМП, сообщили источники “Ъ”. По их словам, господа Худайнатов и Лихачев указывают на риски срыва поручения президента РФ по обеспечению к 2024 году грузовой базы для СМП в 80 млн тонн грузов. В связи с этим предлагается перенаправить на север нефть новых месторождений Ванкорского кластера «Роснефти» — Сузунского, Тагульского и Лодочного — с ресурсами 1,9 млрд тонн, запасами 500 млн тонн и планируемой добычей 22–24 млн тонн в год. Речь идет о строительстве нефтепровода от Ванкорского кластера до бухты Север на побережье Таймыра длиной около 600 км и мощностью 25 млн тонн с возможностью увеличения до 50 млн тонн, который бы проходил через Пайяхские месторождения, принадлежащие НГХ.
В «Роснефти», НГХ и «Росатоме» отказались от комментариев. Но источник “Ъ” в «Росатоме» отмечает, что позиция у госкорпорации простая: чем больше проектов в Арктике, тем больше грузооборот и потребность в атомных ледоколах. В министерствах не смогли прокомментировать предложение. Между тем освоение Пайяхи и «единый арктический маршрут транспортировки нефти» в районе Таймырского участка, по данным “Ъ”, упоминались 25 февраля на заседании правительственной рабочей группы по развитию СМП во главе с Максимом Акимовым. При этом доклад от лица НГХ делал вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин, который в числе прочего курирует верфь «Звезда» на Дальнем Востоке.
Идея перегружать нефть Ванкорского кластера, основного добывающего актива «Роснефти» в Восточной Сибири, через морской терминал на СМП полностью противоречит прежней стратегии.
Эти месторождения уже подключены к системе «Транснефти», и, если потоки будут переведены на север, трубы «Транснефти» могут остаться полупустыми, учитывая, что ключевое Ванкорское месторождение уже вошло в стадию снижения добычи. Между тем концепция должна помочь разработке Пайяхи — единственного крупного добычного актива, обремененного долгами НГХ. Пайяхские активы вошли в компанию Эдуарда Худайнатова в 2013 году, став одним из первых приобретений после того, как тот покинул «Роснефть». Тогда Пайяха и «Геотэкс» (газовые участки в Саратовской области) были куплены, по данным “Ъ”, за $500 млн.
Эдуард Худайнатов в конце 2017 года оценивал разработку Пайяхи в $6 млрд. Такие инвестиции были не по силам НГХ, и компания пыталась найти инвесторов, а в 2015 году просила 78 млрд руб. из Фонда национального благосостояния, но безрезультатно. Компания и сейчас просит преференций для проекта, говорят источники “Ъ”. Помимо проблем с финансированием и отсутствием инфраструктуры в регионе у рынка вызывали сомнения планы НГХ достигнуть к 2024 году добычи на Пайяхе 10 млн тонн, учитывая, что сейчас на госбаланс поставлены запасы только 163,1 млн тонн нефти. Однако, по словам одного из собеседников “Ъ”, близких к НГХ, в течение «пары месяцев» запасы Пайяхи могут быть увеличены до 500–600 млн тонн по итогам геологоразведки. Другой собеседник “Ъ” в правительстве уточняет, что без подтверждения запасов получить господдержку будет сложно.
Источник “Ъ”, близкий к НГХ, говорит, что аудитор DeGolyer & MacNaughton оценил запасы Пайяхи в 266 млн тонн по категории 2P и 760 млн тонн по 3P, а планируемую полку годовой добычи — в 24–30 млн тонн.
Планы «Нефтегазхолдинга» по развитию Пайяхи уже входят в федеральный проект «Северный морской путь» комплексного плана развития магистральной инфраструктуры. Теперь Эдуард Худайнатов просит Белый дом включить в него и месторождения Ванкорского кластера. Согласно одной из последних версий паспорта проекта (копия есть у “Ъ”), на развитие морского терминала в бухте Север для отгрузки нефти с Пайяхи заложено 81 млрд руб. внебюджетных инвестиций. Никакой общей оценки стоимости проекта компании не приводят. Помимо трубопровода и отгрузочного терминала им понадобятся также танкеры ледового класса. В 2017 году структура «Роснефти» «Роснефтефлот» заказала строительство десяти танкеров ледового класса Arc7 для транспортировки нефти с Пайяхи, но их будет недостаточно для перевозки 20 млн тонн в год.
По данным “Ъ”, НГХ и «Роснефть» планируют по построенному с нуля нефтепроводу отгружать через терминал на Таймыре в бухте Север 20 млн тонн нефти к 2024 году (из которых половину даст нефть Ванкорского кластера). Часть объемов предполагается отправлять на танкерах в восточном направлении через Берингов пролив. Компании рассчитывают, что в 2035 году суммарная добыча на этих проектах может составить 50–55 млн тонн. Собеседники “Ъ” подчеркивают, что даже если НГХ не сможет добывать планируемые 10 млн тонн, этот объем может быть восполнен нефтью Ванкора.
Один из источников “Ъ” в отрасли утверждает, что транспортировка с Ванкора до СМП с учетом использования танкеров ледового класса минимум вдвое дешевле, чем альтернативный маршрут по системе «Транснефти» через порт Козьмино на Дальнем Востоке.
Если «Роснефть» считает, что поставлять нефть по Севморпути будет экономически более выгодно, то это ее право»,— заявил “Ъ” советник главы «Транснефти» Игорь Демин.
Он пояснил, что у «Роснефти» нет перед трубопроводной компанией обязательств по объемам сдачи нефти по принципу «бери или плати». «Значит, будем конкурировать с новым направлением»,— констатирует он. Господин Демин уточнил, что по текущим заявкам «Роснефть» собиралась сдать в трубу «Транснефти» Заполярье—Пурпе в 2019 году 22,4 млн тонн, а в 2023 году — достичь максимума в 28,1 млн тонн. Еще два источника “Ъ”, знакомые с предложением НГХ, считают реализацию проекта и тем более сроки маловероятными. По их мнению, система «Транснефти» дешевле использования СПМ на «несколько долларов на баррель».www.kommersant.ru/doc/3896485
Директор консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев отмечает, что идея не нова: подобный маршрут на Диксон обсуждался для экспорта нефти с Ванкорского проекта, но в итоге конфигурация изменилась. Эксперт считает, что к 2024 году Пайяхская группа месторождений сможет давать 5 млн тонн нефти в год, тогда как ванкорский проект может обеспечить дополнительно около 25 млн тонн в год. «Учитывая, что другие компании заявляют о готовности обеспечить объем отгрузки в акватории Севморпути примерно в 58 млн тонн в год, перенаправление нефти Ванкорского кластера на север позволит достигнуть обозначенного президентом РФ объема грузопотока в 80 млн тонн»,— говорит он. Кроме того, подобная кооперация компаний может придать импульс освоению Пайяхи, учитывая финансовый и лоббистский ресурс «Роснефти», отмечает эксперт. По его мнению, к началу 2024 года построить нефтепровод и портовую инфраструктуру реально, если работа будет одновременно развернута на участках трубы Тагул—Пайяха и Пайяха—бухта Север, а государство «окажет необходимую поддержку».