Россия - Белоруссия. Поиск аргументов: Россия

отметили
4
человека
в архиве

источник: i.mycdn.me

«Искусство управления государственными делами состоит в том, чтобы предвидеть неизбежное и способствовать его свершению».

 (Шарль Морис де Талейран-Перигор)

 

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 17 ноября 2019 года в шестой раз и, естественно, не без присущего белорусскому президенту примитивного кокетства, известил свой народ о намерении в следующем 2020 году баллотироваться на пост президента республики.

 

«Синий палец»

Выступая на избирательном участке, А. Лукашенко как всегда изобразил «наевшегося властью» и сообщил, что он «синеющими пальцами держаться за кресло не будет». В принципе, вряд ли своим сообщением белорусский президент кого-то удивил. Все летние 2019 года сценарии развития политической ситуации в Беларуси учитывали летние выборы 2020 г. (до мая были варианты досрочных выборов зимой текущего года), что в итоге А. Лукашенко подтвердил: «я думаю, летом эти выборы пройдут. Тут никуда не денешься» (ссылка [1]).

 

Оправданья

Естественно, глава белорусского государства тут же вступил в предвыборную кампанию, заявив, что «да, мы не богаты – но не потому, что Лукашенко плохой (как саму себя не похвалить – А.С.), а потому, что плохо еще иногда работаем, и у нас нет того, что есть в России и других странах» (ссылка [1]). Между прочим, в Японии, Южной Корее, Германии и во многих странах мира тоже нет того, что есть в России (имеются в виду прежде всего энергоносители), но живут явно лучше белорусов. Причем, на самом деле Беларусь является одной из самых нефтяных и газовых стран Европы.

Действительно, в России есть нефть и газ, россияне в их добычу вкладывают миллиарды долларов. Беларусь получает российские энергоносители по внутрироссийским или преференциальным ценам в огромных, в 2-3 раза превышающие внутренние потребности, объёмах. Именно нефтепродукты, выработанные из дешевой российской нефти, обеспечивают основу белорусского экспорта. В итоге, Беларусь благодаря российской энергетической поддержке выступает на мировой арене европейской Саудовской Аравией.

Ничего не меняется: А. Лукашенко в оправдание своей примитивной экономической политики, по-прежнему, несмотря на 6-7 млрд. долларов США ежегодной финансово-ресурсной поддержки со стороны России, пытается переложить ответственность за низкий уровень жизни белорусского населения на спонсора белорусской государственности — Россию, оберегая при этом капиталы «семьи» и своих белорусских олигархов – миллиардеров, наживающихся третье десятилетие на перепродаже российских энергоносителей.

При этом А. Лукашенко в очередной раз демонстрирует невероятный аппетит к российским ресурсам, заявив на избирательном участке, что

«когда ты вступаешь в какое-то объединение, рассчитываешь, что с каждым месяцем, с каждым годом будет лучше. А что происходит у нас? Нам каждый год подсовывают новые условия. И в результате мы постоянно в экономике что-то теряем. Извините, на хрена нужен кому такой союз? Я уже говорю по-деревенски, по-крестьянски, по-мужицки. Вот наша позиция. Об этом знает президент России» (ссылка [2]).

 

Реплика

С этим надо что-то делать. Человек просто не знает и не видит границ. Нет в мире еще такого президента, который позволял бы себе публично и в нецензурном формате высказываться в адрес соседнего государства, многомиллионного народа и его властей (в данном случае речь идет о союзе с этим народом).

За три последних дня А. Лукашенко, оценивая Россию, перешел от «вякают на государственном уровне» до «на хрена». До этого стоит напомнить, что россияне оказывались «без знака качества», «варварами» у которых «нет ни денег, ни мозгов» и т.д.

Если А. Лукашенко столь развязно демонстрирует нам уровень развития и «цивилизованности» белорусского политического класса (в белорусском обществе не наблюдается возмущение столь люмпенским поведением своего президента, а скорее наоборот), то этот формат политической лексики вновь избранный парламент должен как-то узаконить, предоставив президенту республики право ругаться матом и весьма грязно оскорблять не только собственных граждан, но глав соседних и даже союзных государств.

Но с другой стороны, ведь понятно, что в этом случае А. Лукашенко гарантированно получит очень изощренный ответ. Понятно, что в этом случае истерика в белорусских СМИ по принципам «а нас за шо» и как посмели «оскорбить весь белорусский народ» будет неимоверная, но кто их смотрит и слушает? Привычка к безнаказанности обещает гарантированный сокрушительный бумеранг. Так что в данном случае приходится предупреждать, чтобы потом кто-то в Минске не удивлялся ответной реакции.

 

Политические формулы

О том, нужен ли Беларуси союз с Россией, как, впрочем, и о заинтересованности России в союзе с Беларусью в интерпретации хотя бы премьер – министра РФ Д. Медведева, у нас еще будет возможность поговорить в ближайшие 2-3 недели. Автор этих строк только хотел бы напомнить, что в реальности, к сожалению, Беларусь даром никому не нужна. Да еще с Лукашенко… Но учитывая, что белорусы воспринимают эту очевидную правду крайне болезненно, то пока отложим данный разговор до назревших и неизбежных событий.

Но с другой стороны понятно, что А. Лукашенко как раз очень нужен экономический «союз» с Россией, так как позволяет ему обогащаться и держаться за власть. В любом случае для успешной легитимизации своего шестого президентского срока А. Лукашенко необходима российская экономическая и политическая поддержка в прежнем, столь привычном за последние 25 лет иждивенческом формате. В этом случае все российские планы развития российско-белорусской интеграции являются серьезным, если не абсолютным препятствием для очередной пролонгации власти А. Лукашенко и перспектив изменения Конституции.

Так что заявление А. Лукашенко о том, что

«если не будут решены наши принципиальные вопросы по поставкам углеводородов, по открытию рынков для наших производителей, как следует, снятию барьеров, никакие дорожные карты не будут подписаны» (ссылка [2])

носит стратегический характер. Данная политическая формула не только предстоящего, но пока не согласованного декабрьского российского-белорусского саммита, но возможно и основа для кризиса декабря – января 2020 г.

Между прочим, возвращаясь к заявлению А. Лукашенко, стоит напомнить, что белорусский рынок прикрыт от российских товаров 16 (шестнадцатью) барьерами, которые Минск снимать не собирается, но главное не в этом. А. Лукашенко вполне твердо выставил ультиматум: если Минск не получит т.н. «интеграционный аванс», включающий уступки России на десятки миллиардов («компенсация» за налоговый маневр в российской нефтедобывающей отрасли, радикальное снижение цены на поставляемый в республику российский газ, фактическая легитимизация «белорусских» производителей креветок и ананасов и т.д.), то 8 декабря (или около этой даты) Программа экономической интеграции подписана не будет, а, следовательно, и сам декабрьский российско-белорусский саммит может оказаться под угрозой срыва. При этом нет никаких оснований утверждать, что даже если Минск получит «аванс» и подпишет Программу экономической интеграции, то Минск будет её выполнять. Можно с полным основанием утверждать, что Лукашенко никогда не пойдет на интеграцию с Россией.

 

Шантаж

Понять А. Лукашенко все-таки можно. Аппетиты его «семьи» и белорусских олигархов растут, население недовольно относительно низким уровнем жизни, дотации из России необходимо по меньшей мере утраивать, а Россия – «дойная корова» упирается и не желает делиться своими ресурсами и отрывать от своего бюджета на прокорм белорусскому олигархату:

«Когда ты вступаешь в какое-то объединение, рассчитываешь, что с каждым месяцем, с каждым годом будет лучше. А что происходит у нас? Нам каждый год подсовывают новые условия. И в результате мы постоянно в экономике что-то теряем» ( ссылка [2]).

В таких случаях принято говорить «а сами поработать не пробовали?». Как верно отметил участник одного из белорусских Интернет-форумов:

«мы, вступая в союз с Россией считали, что все-таки будем богатеть вместе с Россией, а не за счет России».

Но А. Лукашенко упорно верит, что интеграция – это бесплатная и безусловная «кормушка» – вступил и получай все нужно от спонсоров. Но ведь в эту интеграционную «кормушку» надо что-то и свое добавить, а не считать, сколько тебе «не додали и не допоставили». Что реального, кроме пустой болтовни, сделал А. Лукашенко на пользу белорусско-российской интеграции? Чем он отплатил России за многомиллиардную помощь в течении четверть века? Публичными оскорблениями? Как это знакомо…

 

Нужны поводы

В принципе, мы еще с середины лета, с визита А. Лукашенко на Валаам, брали на себя смелость утверждать, что А. Лукашенко осенью будет шантажировать Москву «интеграционным авансом». С августа «аванс» висел «дамокловым мечом» над процессом согласования Программы экономической интеграции и утверждения «дорожных карт». Но видимо в белорусском руководстве уверены, что постоянное упоминание об «авансе» должны быть усилены скандалами и антироссийскими выпадами белорусских СМИ.

Именно по этой причине белорусский президент всю осень живет по принципу «ни дня без скандала». На завершившейся неделе после долгих поисков А. Лукашенко все-таки нашел перспективный повод, позволяющий ему не только «обидеться» на Россию, но и поставить под угрозу декабрьский саммит.

 

Граница

Только вернувшись из Австрии и, видимо, еще оставаясь под впечатлением от венских шницелей и штруделей, белорусский президент «вдруг» вспомнил, что до сегодняшнего дня Москва не пропускает через российско-белорусскую границу граждан третьих стран, которые хотели бы попасть на территорию РФ посредством белорусского транзитного «коридора». Иными словами, российские власти нарушают исконное «право» белорусских коллег наживаться на транзите в Россию как людей, так и контрабанды.

Неужели пограничная проблема в рамках Союзного государства может стать основной проблемой, блокирующей начавшийся в июне 2018 г. процесс санации интеграционного проекта? Стоит напомнить, что в разгар «молочного конфликта» 2010 г. Минск решился на несколько часов выставить «заставу» на российско-белорусской границе.

 

Суть проблемы

В ноябре 2019 г. «подвис» неоднократно продлеваемый договор между РФ и РБ об, согласно которому Минск в свое время получил более 250 млн долларов США на модернизацию и обустройство границы между Беларусью и странами НАТО (к моменту подписания договора соседи республики с Запада еще только собирались оформить свое членство в западном блоке). Москва исходила из того, что деньги из российского бюджета направляются на обеспечение совместной российско-белорусской безопасности, на них в Беларуси строятся заставы, граница обозначается на местности, покупается транспорт и электронные системы контроля и наблюдения, что позволяет отодвинуть границу с Западом от российских рубежей.

Однако, на самом деле все было совсем не так. К сожалению, в Беларуси, как и в других странах постсоветского пространства, по традиции российские инвестиции воспринимаются не только как должное, но и своеобразная «добыча» или «трофей». Уже с первых лет выполнения программы укрепления границы у Москвы появились сомнения в том, что совместная граница действительно укрепляется. Сомнения развеял Павел Шеремет, который, оказавшись в июле 1997 г. на белорусско-литовской границе, обнаружил, что никакой границы на самом деле нет. Белорусские власти, которых П. Шеремет фактически поймал с поличным на коррупции и растрате союзных денег, посадили журналиста в тюрьму, из которой его вызволять пришлось уже Б. Ельцину.

Однако, учитывая, что белорусско-польская и белорусско-литовская граница оказалась прозрачными для контрабанды российское руководство уже в 1999 году вернула контрольные посты на российско-белорусскую границу, что в свою очередь вызвало очень болезненную реакцию Минска. С этого момента сам факт финансирования Москвой белорусско-западной границы стал примером бессмысленности. Получилось, что российский бюджет стимулировал контрабанду на российский рынок, т.е. удар по тому же российскому бюджету.

Белорусское руководство за ограничение своей контрабанды на российский рынок решило получить компенсацию собственными силами. Период с 2000 до 2007 год вошли в историю российско-белорусских отношений, как период неограниченного конфиската – настоящего разбоя на белорусском транзите. К 2005 году в Минске обратили внимание на рост российского колесного транзита через Латвию и Литву и были вновь возмущены таким «предательством» россиян. Между тем, по экспертным оценкам в 2005 году белорусские таможенные органы наконфисковали российских транзитных товаров на сумму более 200 млн. долларов.

К 2007 году у российско-белорусской границы появилась еще одно «предназначение». Заработала первая «Тропа Лукашенко» — безвизовый доступ к российской территории граждан Грузии, которая со временем стала дополняться украинским и иным контентом. Естественно, в ответ на границе с Россией появился уже паспортный контроль.

С зимы 2017-2018 года по причине открытия без каких-либо согласований с Москвой территории Беларуси в безвизовом режиме для граждан 80-ти стран, на российско-белорусской границе появилась пограничная зона. В принципе, остался один шаг для появления с российской стороны уже вполне полноценной границы, но и в этом случае, Москва, с одной стороны, продолжает до последнего дня финансировать белорусских пограничников, с другой стороны попытается урегулировать вопрос с Минском в отношении граждан третьих стран.

В итоге, скоро будем отмечать уже год готовности соглашения между о РФ и РБ о создании, скажем так, «союзного шенгена» или, если пользовать терминологией госсекретаря Союзного государства Г. Работа, «союзной визы». Однако, А. Лукашенко данное соглашение подписывать не желает, но при этом скандалит и обвиняет, естественно, Москву.

Обратим внимание на основную аргументацию белорусского президента, связанную с тем, что Беларусь, угрожая России выходом из договора о совместной охране границы, по белорусской традиции пытается добиться финансирования белорусского участия в охране западного периметра Союзного государства из российского бюджета:

А. Лукашенко уверяет, что претензии к Беларуси исключены:

«Пограничное ведомство Беларуси просто в разы эффективнее работает на совместных границах… Мы на первых метрах нашего общего отечества надежно защищаем как свои интересы, так и нашего главного союзника — Российской Федерации» (ссылка [3]),

так как белорусские пограничники «на 100% выполняет свои обязательства», что в первую очередь связано с борьбой с наркотрафиком, нелегальной миграцией и поиском похищенных автомобилей» (там же).

В принципе можно было бы согласиться с данным утверждением А. Лукашенко, если бы не полная потеря доверия к белорусским пограничникам и таможенникам со стороны их российских коллег.

Возмущение у главы белорусского государства вызывает тот факт, что

«если иностранный гражданин (австриец, немец, поляк) въехал через границу под Брестом, то его могут под Смоленском не пропустить даже с российской визой. Его возвращают назад: давай въезжай через латвийско-российскую границу или же через (странно!) украинско-российскую. Это что такое?» (там же).

А. Лукашенко видимо из скромности не указывает, откуда взялся на территории Беларуси этот пресловутый австриец, немец, поляк.

К примеру, граждане КНР с обычными паспортами сейчас могут без виз находиться на территории РБ 30 дней. Понятно, что делать этой массе китайцев на белорусской территории абсолютно нечего, так как они ищут возможность без проблем переместиться в Россию. Эта же возможность белорусским руководством представлена гражданам целого ряда стран, которым Россия никогда бы не предоставила такую привилегию, так как Россия является великой державой и проводит в некоторых регионах мира военные операции против террористов. Но по Беларуси они разгуливают вполне легально.

Ну и самое главное. Как уже отмечалось выше, уже год пылится соглашение между о РФ и РБ о создании, скажем так, «союзного шенгена». Для того, чтобы снять все проблемы со столь обожаемыми А. Лукашенко гражданами третьих стран белорусскому президенту необходимо просто подписать это давно готовое соглашение. Но мы же понимаем, что за подпись под соглашением, которое нужно в первую очередь самой Беларуси, должна заплатить Россия. Принцип у белорусского руководства простой: за все платит Россия!

Не меньшее, если не большее возмущение у А. Лукашенко вызывает то, что

«Грузовики, следующие через Беларусь в Россию, выстраиваются для досмотра, и не только пограничного: и таможенного, и фитосанитарного, и прочего. Как так? — удивился Александр Лукашенко. — Общая граница, договорились… Под Брестом эту машину вывернули наизнанку — знаем, куда идет, что везет. Передали информацию Российской Федерации. Они опять останавливают эти автомобили под Смоленском, Псковом, Брянском и начинают обратно выворачивать. Это ненормально. Мы, конечно, выдержим, вытерпим. Но тогда не надо от нас чего-то требовать» (там же).

В данном случае стоит напомнить, что на территории Беларуси усилиями целого конгломерата белорусских олигархов и под контролем «семьи» пятый год функционирует настоящая контрабандная отрасль, в которой трудятся тысячи граждан Беларуси и которая позволяет снимать с контрабанды (подсанкционных товаров) доход в 500 млн. долларов в год (экспертная оценка эффективности белорусского контрабандного терминала). Автор этих строк уже упоминал, что осенняя активность А. Лукашенко по данной теме связана с задачей «взлома» российской границы для потока предновогодней контрабанды.

И самое интересное – оборона и оружие.

 

«Защитники»

А. Лукашенко продолжает жить в каких-то мифах о Беларуси, как неприступной крепости на западных рубежах России, которую Москва обязана кормить, поить и снабжать оружием. Автор этих строк не раз касался данной темы, но последние заявления белорусского президента вызывают по меньшей мере недоумение.

На фоне своего нашумевшего заявления А. Лукашенко о том, что войны прошлых веков являются «не нашими войнами», белорусский президент с одной стороны требует выставить Москве «счет» за «чего нам стоит защита совместной границы. Напомнить им о системе противовоздушной обороны: они долго просили меня, чтобы мы сделали ее совместно. От Балтики до Черного моря мы сегодня работает на Российскую Федерацию. Это тоже денег стоит, и не только денег. И мы все равно нахлебники" (там же), а с другой стороны требует помощи в закупках современной российской военной техники:

«Но мы же выполняем и функции защиты на этом направлении Российской Федерации, народа России. Так почему нам не помочь? Почему не поставить современное оружие? Мы умеем им пользоваться не хуже, чем россияне, но платим за это колоссальные деньги. Я не к тому, что мы не будем выполнять свои функции. Я к тому, что не надо вякать в средствах массовой информации и даже уже на государственном уровне, что белорусы — гиря на ногах» (там же).

Во-первых, как уже не раз отмечал автор этих строк, никаких белорусских денег за самолеты СУ-30СМ в России пока не видели. Опыт работы с белорусской темой позволяет утверждать, что и в данном случае Минск пойдет на любой скандал, но деньги не заплатит. Во-вторых, трудно понять, зачем Москве помогать «союзнику», для которого все войны и конфликты вокруг России «не наши войны». Фактически, А. Лукашенко не скрывает, что в час угрозы Россия его не найдет. Он как всегда будет отсиживаться в «кустиках».

 

В итоге

За последние четверть века А. Лукашенко неоднократно обещал выставить Москве «счет» за белорусские «услуги» и никогда своего обещания не выполнял. Уверения его в том, что несколько лет назад он что-то «представил» в Кремль, является ложью. Ведь если что-то «насчитали» (геополитические риски?), то нет проблем – можно направить еще раз. Посмотрим, подсчитаем.

Но главное в том, что в принципе основные поводы для преддекабрьского скандала белорусский президент определил. Они традиционные: совместная граница и оборона Союзного государства. Скорее всего именно по этой тематике, к которой вероятно присоединится и тема Белорусской АЭС, начнется в белорусском медиа-пространстве информационная истерика, которую под лозунгом «убивают последнего союзника» и с помощью белорусского лобби в России всеми силами будут втаскивать на российское информационное поле.

Это тем более смешно, что за 25 лет у нас нет ни одного серьезного факта, когда Беларусь действительно выступила в роли союзника России. Против России Минск выступал и действовал десятки раз, за Россию – только несколько голосований на Генассамблеи ООН, чьи решения носят рекомендательный характер.

В ближайшие недели российско-белорусские отношения ждут большие проблемы. Скандалы и оскорбления россиян А. Лукашенко не помогут.

А. Суздальцев, Москва,

17.11.2019

Добавил Базон Хикса Базон Хикса 18 Ноября 2019
проблема (2)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать