Дороги, которые исчезают: как в России строят зимники

отметили
12
человека
в архиве
Дороги, которые исчезают: как в России строят зимники

Каждую весну в России «исчезают» почти 30 тыс. километров надежных дорог. Но не стоит возмущаться: с приходом зимы они появятся снова. Речь идет о так называемых зимниках — дорогах, которые прокладывают в районах Крайнего Севера и Сибири для связи удаленных и труднодоступных мест с Большой землей.

Как организовывается движение и поддерживается дорожная связь в таких условиях, а также чем в этом деле поможет национальный проект «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД), выяснил портал «Будущее России. Национальные проекты».

Ледовая наука

Делают зимники буквально из снега и льда, потому и пользоваться ими можно только при устойчивой минусовой температуре. На Севере такого материала, казалось бы, в достатке. Вот только найти подходящую замерзающую речку или другой водоем, правильно расчистить, утрамбовать или разрыхлить снег, устроить настил и следить за состоянием дороги — целая наука.

Освоили ее еще во время Великой Отечественной войны: один из самых известных зимников — Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград. А активное освоение Крайнего Севера и Восточной Сибири уже в 1950–1960-е годы привело к появлению тысяч километров таких дорог, построенных по целому своду правил и норм, разработанных с привлечением практиков и даже ученых из Академии наук СССР.

Сделано в России

К сегодняшнему дню протяженность зимников в России составляет уже более 28 тыс. километров. Непосредственно в сезоне 2019–2020 годов были официально открыты 174 таких дороги. Много это или мало? Для сравнения: федеральная сеть асфальтовых дорог общего пользования в стране составляет более 50 тыс. километров.

Конечно, распределены по стране ледяные дороги неравномерно. Например, в Архангельской области протяженность всех автомобильных дорог общего пользования — свыше 7188 километров, из которых на региональные дороги приходится 14 зимников совокупной длиной 337 километров. Фактически зимники составляют около 5%.

А, к примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе доля зимников в разы больше. Протяженность автомобильных дорог окружного значения там равна 1287 километрам.

При этом, как рассказали порталу в региональном департаменте транспорта и дорожного хозяйства, в декабре ежегодно строятся несколько зимников общей протяженностью 741,4 километра. По сути, в сезон с декабря по апрель протяженность трасс в ЯНАО вырастает в полтора раза.

«Благодаря этому появляется возможность доставлять продукты питания, топливо, строительные материалы и другие необходимые для жизнеобеспечения грузы в отдаленные населенные пункты. Жители же могут свободно передвигаться по региону, в том числе на Большую землю», — рассказали в департаменте.

Снег по ГОСТу

Трудно поверить, но до сих пор основными документами, регулирующими создание и содержание временных зимних дорог, остаются нормы, утвержденные еще в советские годы. В частности, это ГОСТ «Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР», вступивший в силу в 1990 году.

Конечно, за последние 30 лет многое изменилось. Как пояснили порталу в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор), в современных условиях значительно выросло количество транспортных средств, а по весовым характеристикам они уже существенно отличаются от автомобилей прошлого столетия.

В то же время появились и новые методы контроля прочности ледовых покрытий, новые способы усиления льда, а также современные технические средства по обустройству дорог.

Благодаря нацпроекту «БКАД» началось масштабное обновление стандартов и технических требований в области дорожного хозяйства, среди которых нормы и правила прокладки и содержания зимников. Так, в 2019 году РосдорНИИ по заказу Росавтодора разработал проект нового национального стандарта «Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания».

Пути во льдах

Фактически новый стандарт — это объемный основополагающий документ, затрагивающий практически все вопросы, связанные со строительством, содержанием и использованием зимних дорог. Согласно проекту нового ГОСТа, зимник — это сезонная автомобильная дорога, состоящая из конструктивных элементов, предназначенных для движения транспортных средств, с покрытием проезжей части изо льда, уплотненного снега и льда или проложенная по замерзшему льду рек и озер.

Впервые вводится системная классификации зимников в зависимости от административной принадлежности, периодичности эксплуатации (регулярные, временные и разового использования), места расположения (на суше или по льду), а также градация по уровню интенсивности движения и лимитам по весу.

Так, зимник первой категории должен иметь не менее двух полос движения и ширину проезжей части не менее восьми метров. Поверхность дороги должна быть гладкой, ровной, хорошо укатанной и оледеневшей. Возникающие ямы допускается заделывать снегом и тщательно уплотнять, поливая водой.

Для сохранения тела насыпи и основания дороги в мерзлом состоянии их необходимо утеплять мхом, опилками и различными пенопластами. По такой дороге смогут передвигаться до 500 автомобилей в сутки со скоростью до 70 км/ч.

Отдельно оговорены и требования к ледовым переправам, которые устраиваются по ледяному покрову рек или водных препятствий. Делают их лишь в случае невозможности устройства паромной переправы или наплавного моста.

При выборе места для переправы главный параметр — толщина льда. Минимальные значения начинаются от 18 см в пресной воде при температуре от минус 10 градусов и ниже. На таком тонком льду возможна организация проезда машин не тяжелее 4 тонн. А вот при толщине льда почти два метра по ледовой переправе может проехать грузовик или техника весом до 100 тонн даже при нулевой температуре. Впрочем, для соленой воды все весовые ограничения ужесточаются на 20%, так как соль снижает прочность льда.

При этом остальные группы зимников рассчитаны и на меньший трафик, и на меньший вес техники. Но и требования к ним ниже. Полосы и обочины при минимальных требованиях могут быть по 3 и 1,5 метра соответственно с каждой из сторон, но скорость движения при хорошем состоянии покрытия не может превышать 50 км/ч, по пересеченной местности — 30 км/ч, а по горной — и вовсе 25 км/ч.

Для каждого зимника также вводятся и требования по сохранению окружающей среды. В частности, при выборе места прокладки будущей трассы или переправы надо учитывать пути миграции животных и места нереста рыб.

Не забыли составители и о самих водителях. На таких дорогах их должны обеспечить и необходимой информацией об условиях движения, и освещением в местах переправ, и объектами придорожного сервиса с местами для ожидания и обогрева пассажиров, средствами связи.

По сути, к зимникам будут выдвигаться почти такие же требования, которые существуют для обычных трасс. Те же зимники, которые не соответствуют новым правилам, могут быть закрыты до полного приведения трасс в нормативное состояние.

Лед тронулся

Хотя зимники существуют уже не первое десятилетие, национальный стандарт позволит повысить безопасность дорожного движения, а также скорость и надежность доставки грузов. Кроме того, стандарт поможет обоснованно оценивать объем и качество работ подрядчиков и предъявлять претензии в случае, к примеру, взыскания ущерба, если качество дороги стало причиной аварии.

В Росавтодоре ожидают, что новый стандарт может быть утвержден уже в середине текущего года, но не исключают, что сроки могут сдвинуться на 2021 год.

Конечно, в перспективе дорожники вовсе не против отказаться от зимников, заменив их на круглогодичные дороги. Но с учетом плотности населения и дорог российского Севера сегодня без зимников не обойтись. Однако и в этом направлении нацпроект позволил сделать шаг вперед.

Так, с 10 апреля 2020 года закрылась, возможно навсегда, многолетняя зимняя автодорога Салехард — Надым в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Если дорожным строителям не помешают форс-мажорные обстоятельства, то уже к концу 2020 года ее заменит трасса Салехард — Надым длиной 344 км в переходном типе дорожного покрытия (часть — в щебне, часть — в асфальте).

Эта дорога должна связать Салехард с сетью федеральных дорог, в том числе обеспечив транспортную связь с Тюменью и Екатеринбургом. Трасса пройдет по болотистой местности и соединит крупные города, между которыми сейчас есть только зимники и авиасообщение.

Читайте также:

Почти во всех регионах России начали применять новые технологии дорожного ремонта

Власти Ленинградской области планируют отремонтировать Дорогу жизни к 1 мая

Штрафы с неправильно установленных дорожных камер могут сделать недействительными

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 23 Апреля 2020
проблема (2)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать