​Жить и побеждать: воспоминания ветерана войны и легенды кубанского футбола

отметили
13
человека
в архиве
​Жить и побеждать: воспоминания ветерана войны и легенды кубанского футбола

Анатолий Иосифович Жуковский пронес любовь к спорту через всю жизнь. Он рассказал порталу «Будущее России. Национальные проекты» о том, как продолжал играть в футбол даже на фронте и после войны сбегал на матч в другом городе, и как мечтает вновь выйти на газон нового стадиона Краснодара.

Сохраняя крепость тела и духа

Легенда кубанского футбола, ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Иосифович Жуковский в свои 93 года любит принимать гостей, встречаться с молодежью, участвовать в торжественных и спортивных мероприятиях в Краснодаре, поэтому сейчас очень сожалеет, что из-за пандемии ему приходится сидеть дома. Гостей он встречает радушно — за столом, наполненным угощениями, которые ему помогает готовить сын Владимир.

На здоровье ветеран не жалуется. Единственное, что его беспокоит в почтенном возрасте, — он стал забывать некоторые моменты своей жизни, в том числе связанные и с войной, поэтому о хронологии своей службы в армии рассказать уже практически не может. Но ветеран очень точно запомнил, как начинали развиваться события того периода.

«Я счастлив, что дожил до своего возраста и даже могу еще что-то рассказать», — признается Жуковский.

Совмещая спорт и военную службу, Жуковский участвовал в боях за Ленинград, сражался в Прибалтике, освобождал Таллин. А послевоенное время посвятил спортивной карьере.

В Краснодаре в этом году планируют открыть после реконструкции стадион «Динамо», на футбольном поле которого в свое время играл и Анатолий Жуковский. Строительные работы, несмотря на распространение коронавируса, сейчас продолжаются. Принять участие в матче открытия ветеран в силу возраста, конечно, уже не сможет, но вот выйти на газон и поприветствовать гостей на трибунах даже в свои годы намерен.

«На открытии стадиона „Динамо“ после реконструкции меня очень ждут, потому на газон я выйду обязательно! Буду стоять перед наполненными трибунами, чтобы показать всем, что я еще могу. Я до сих пор удивляюсь, когда хожу на всякие спортивные мероприятия и встречи с ветеранами, когда по громкой связи передают: „Просим пройти Жуковского за кулисы или в подтрибунное помещение для интервью с корреспондентом“, — рассказывает Анатолий Иосифович.

Как сообщил порталу заместитель председателя Краснодарской краевой федерации футбола, в 2012 году, когда на стадионе „Кубань“ в Краснодаре торжественно праздновали столетие кубанского футбола, Анатолий Жуковский, которому тогда было 85 лет, принимал участие в качестве инспектора в матче-реконструкции первого междугородного футбольного поединка между командами „Ахиллес“ города Екатеринодара и „Олимпия“ города Новороссийска.

Не расставаясь со спортом

Встречает гостей Анатолий Иосифович, выглядывая из окна небольшой квартиры на первом этаже в одном из старых микрорайонов Краснодара. Он получил ее в послесоветское время за свои футбольные заслуги. По хозяйству ему помогает сын, который признается, что активности отца порой завидует и сам: „Он на прогулки ходит, пожалуй, чаще меня. Это у меня уже ноги болят, а он очень активный“.

Среди соседей Анатолий Иосифович пользуется большим авторитетом, рад приглашать их на чаепития, особенно тех, кто составит компанию в игре в шахматы. „Сейчас спорта в моей жизни, конечно, уже немного, стал я уставать. Но если скажу, что ни во что не играю, это будет ложь. Я когда-то добился звания мастера спорта по шахматам, потом мы часто собирались с ветеранами играть, но многие из них уже умерли“, — сетует Анатолий Жуковский.

»Больше всего я люблю ходить на встречи в ясли. Вот собирают воспитатели пяти-шестилетних девочек и мальчиков, а я стою перед ними и рассказываю, как мы жили тогда, как помогал нам спорт во время войны. Дети не всё так быстро понимают, когда рассказываешь, им надо давать возможность обдумать, современные дети имеют свое «я», с ними надо уметь найти общий язык. Часто приглашают меня выступить и перед призывниками. Я им всегда советую: «Командир вам плохих указаний не даст. Были случаи, когда командир нам говорил: „Не высовывайтесь после боя!“ Немцы отступали, но маскировались в кустах, а наши солдаты ослушивались, высовывались, и их убивали», — вспоминает Жуковский.

Как начиналась война

Анатолий Жуковский родился 23 ноября 1926 года в Ленинграде, война застала его подростком, мечтающим о большом футболе.

«У папы с мамой нас было четверо: две девочки и два мальчика. Папа работал на литейном заводе в Ленинграде, мама была одним из лучших диспетчеров автобусной линии от Пулкова до Театральной площади, мы жили тогда почти в центре города, около Московского вокзала. Я был подвижным ребенком в детстве, спорт все время меня увлекал: я обязательно хотел узнать, как правильно прыгать, бегать, играть в шахматы, бильярд, карты — во все меня тянуло, я голову свою не щадил», — рассказывает Жуковский.

«Это было воскресенье. Как обычно, я ехал на футбольную игру на первенство Ленинграда, выступал тогда за юношескую команду своего района. На улицах были вывешены большие репродукторы, толпы людей собрались возле них и слушали объявление нашего главы обкома. Он сообщил: „Началась война, немецкие войска вероломно напали на страну“. Игра не состоялась, все замерло», — вспоминает ветеран день начала войны.

Тогда юноша вернулся домой, и его вызвали школу, где он учился. Ее руководство организовало экстренную эвакуацию детей из Ленинграда.

«Был июль, нас везли вглубь страны, никто не мог сказать даже куда: мы проезжали Горьковскую область, по дороге нас высаживали, мы помогали убирать урожай, потом ехали на север то на автомобилях, то на теплоходе, в итоге мы доехали до Татарской АССР, все замерзло, дальше ехать было некуда, здесь мы остались в интернате на долгое время», — рассказывает Жуковский.

Его направили учиться на токаря. Как вспоминает ветеран, он быстро овладел профессией, освоил технику работы на станках и начал помогать на местном нефтехимическом заводе, где за хорошую работу его поселили в общежитии.

«Связь с мамой была редкой, но мы слали друг другу весточки. В одном из писем она сообщила, что отец умер от голода, а в Ленинграде прорвали блокаду. Тогда у меня возникла мысль: отца только что похоронила мама, надо возвращаться домой, чтобы ей помочь. Я принял решение бросить работу, добирался и на пассажирских поездах, и на товарных, по дороге меня задерживали и милиция, и НКВД, потому что я убежал с завода. Тогда действовал указ, что во время военных действий нельзя покидать территории заводов, они тоже считались фронтовыми участками», — вспоминает ветеран, как добирался до Московского вокзала в Ленинграде.

Вернувшись в родной город, Жуковский смог устроиться на местный завод учеником токаря только с помощью своего знакомого. Но вскоре за то, что самовольно покинул территорию завода в Татарской АССР, его арестовали и поместили в детскую колонию, где он провел несколько месяцев, пока мать не написала прошение об освобождении.

Войне время, а футболу час

«После освобождения из колонии я пришел в военкомат, чтобы получить военный документ. Меня тут же призвали в армию и отправили на фронт. С улицы Карла Маркса тогда отправляли колонны на фронт. Где бы я ни был в армии, никогда не забывал уделять время спорту, а тем более футболу. В тех частях, где я служил, всегда интересовался, можно ли в футбол поиграть, и находил такую возможность», — рассказывает Жуковский.

Историки музея футбольного клуба «Кубань», трепетно хранящие прежние воспоминания Жуковского, рассказали ТАСС, что на фронт тот попал в возрасте 17 лет, воевал в пехоте. Принимал участие в боях за снятие блокады Ленинграда, затем воевал в Прибалтике, участвовал в освобождении Таллина, далее был на фронтах Латвии и Литвы. В боях за Кенигсберг в 1945 году был ранен в ногу и отправлен в тыл. Свою первую медаль «За отвагу» он получил за первый бой.

Сам Жуковский вспоминает, что большую часть времени воевал на фронтах в Прибалтике, а увлечение футболом в военное время спасало его даже от гауптвахты. «Из-за того что я еще молодым был, не обученным хорошо воевать, часто перебрасывали меня из одной части в другую. Иногда не выполнял хорошо приказы начальства: начальник на футбол не пускает, а я ему что-то такое самовольное скажу, за что меня отправляют на гауптвахту. А потом приходит какой-нибудь посыльный от начальника воинской части, который уже знает, что я в футбол играю, и дает распоряжение: „Жуковского освободить, у нас игра“, — рассказывает ветеран.

Службу в армии он заканчивал в Новосибирске, там уже числился в штате местного дома офицеров (ОДО), получил квартиру. И оказался в сильнейшей сибирской армейской команде „ОДО Новосибирск“.

»От службы освобождали на денек, на полдня для тренировок и игр. Пришел приказ, меня демобилизовали, из Новосибирска вернулся в Ленинград, стал играть за заводской коллектив. В основном я играл на позиции полузащитника — тогда она считалась стержнем команды, сердцем коллектива. Я должен был и обеспечивать защитные функции команды, и поддерживать нападение", — вспоминает Жуковский.

 

Спортивная карьера

Анатолий Жуковский прирожденный лидер: во многих командах, за которые выступал, он был капитаном. Признается, что много времени посвящал не только самой игре, но и вопросам функционирования коллектива, за что и пользовался авторитетом среди одноклубников.

«После нескольких удачных матчей в Ленинграде меня пригласили в Сталинград, предложили новую квартиру и хорошую зарплату, я посоветовался с мамой, рискнул — поехал. В Сталинграде после войны мне не понравилось: было грязно, условия тяжелые. Весной мы поехали на сборы в Сочи, там выяснилось, что по положению в турнирной таблице по итогам прошлого сезона сталинградский клуб вылетел из первой группы первенства Советского Союза. Мы играли товарищеский матч с краснодарским „Динамо“, и меня пригласили в Краснодар, но отпускать не хотели, пришлось спекульнуть, схитрить, сказал руководству сталинградского клуба, что я заболел и поеду домой в Ленинград», — вспоминает Жуковский, как переехал в Краснодар в 1950-е годы.

Динамовцы Краснодара тогда были особенной командой, их любил весь город, весь край. Стадион «Динамо» практически всегда был заполнен до отказа. Параллельно с футбольной карьерой Жуковский работал на краснодарских заводах измерительных и радиоизмерительных приборов (ЗИП, РИП). После ряда удачных выступлений за краснодарское «Динамо» футболиста пригласили в одноименную московскую команду.

«Одна женщина тогда занимала высокий пост в Краснодаре, она увидела меня на танцах, а в танцах я был мастер, мог произвести впечатление…» — говорит Анатолий Иосифович. Он женился и остался в Краснодаре, а вскоре у пары родился сын.

Заканчивал свою игровую карьеру Жуковский в ЗИПе, где и стал чемпионом республики в 1959 году. Затем был футбольным арбитром, тренером, работал в ветеранском спорте.

Супруга Жуковского умерла несколько лет назад. Но он не обделен женским вниманием: соседка Галина Ивановна всегда рада помочь по дому и навести порядок в альбомах с фотографиями, которые Анатолий Иосифович любит просматривать, даря памятные фотокарточки своим друзьям и близким. Правда, кадров советских времен в его архивах сохранилось немного.

«Тогда не было так, как сейчас, чтобы фотографы ходили за футболистами и выжидали удачные кадры. Вот помню, я играю на стадионе „Динамо“ в Москве с командой тбилисского „Динамо“ в финальном матче Кубка РСФСР и прошу Альберта Денисенко (тогдашний вратарь краснодарского „Динамо“. — Прим. ред.): Алик, сфотографируй хоть один игровой момент! У меня до сих пор где-то эта фотография лежит. А на стадионе ФК „Кубань“ среди почетных спортсменов недавно напротив трибуны повесили мой большой портрет», — рассказывает Жуковский.

Анатолий Иосифович вспоминает, что детские спортивные увлечения помогали ему на фронте и продолжают помогать в течение всей жизни. Но, по его мнению, футбольная карьера не вечна, поэтому ветеран, сам с высшим образованием, всегда рекомендует молодым спортсменам учиться параллельно с соревнованиями и тренировками. На встречах с молодежью он старается донести и то, как важно вести здоровый образ жизни, прислушиваясь при этом к опыту старших поколений.

«Однажды меня чуть не убили: мы проходили один из участков, я ослушался командира. Потом я всегда старался идти рядом со старшими, доверяя их опыту. Я объясняю молодежи, что спортивные занятия помогают всегда и в любом возрасте чувствовать себя здоровым, оставаться в хорошей форме. А еще к каждой ситуации надо относиться с юмором. Например, когда меня спрашивают: „Как ты исполняешь эти свои финты перед носом у соперников?“ — я говорю, что бутсы медом смазываю, поэтому мяч и прилипает», — подытоживает ветеран.

Читайте также:

Жить и побеждать: секреты здоровья 95-летнего ветерана из Саратова

Жить и побеждать: Виктор Садовничий о главном уроке войны и переносе юбилейного парада

Жить и побеждать: главный знаменосец Туапсе о фронтовых годах

Добавил Нацпроекты Нацпроекты 4 Июня 2020
проблема (2)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать