Антироссийские санкции: бумеранг (Порты прибалтийских стран оказались на грани закрытия)

отметили
31
человек
в архиве

Уход российских и белорусских товаров внешней торговли из прибалтийских портов в порты РФ привёл к катастрофическому падению загрузки терминалов Эстонии, Латвии и Литвы, следовательно — и доходов.

 

 

Латвийские и эстонские власти, например, уже вынуждены были объявить о продаже большей части портовых терминалов, то же планирует сделать и Литва. Таким образом, очевидно, что недружественная политика Таллинна, Риги и Вильнюса в отношении России и Белоруссии возвращается к ним финансово-экономическим бумерангом.

Достаточно сказать, что, по данным транспортных администраций стран Прибалтики, за январь-сентябрь грузооборот литовской Клайпеды, латвийских Вентспилса, Риги и Лиепаи упал не менее чем на 20%. А в портах Эстонии снижение достигло почти трети.

Между тем доля от этого транзита в предыдущие десятилетия достигала свыше 20%, а это почти треть в доходах госбюджета Эстонии, Латвии и Литвы. Ничего удивительного. Именно к портам этих республик были проведены из РСФСР, в основном через Белоруссию, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, железные дороги с высокой пропускной способностью. Были построены в 1970-х-середине 1980-х крупные экспортные терминалы для нефти, нефтепродуктов, угля, химудобрений, зерновых и пр. грузов.

 

С начала 2010-х транзит грузов из РФ через страны Прибалтики стал сокращаться особенно резко, хотя этот процесс стартовал еще в начале 2000-х гг. Россия вынуждена была создать свои порты и соответствующую инфраструктуру в Ленинградской, Калининградской и Мурманской обл.

 

В то же время Таллинн, Рига и Вильнюс пытаются вернуть грузы России и Белоруссии, намекая на ослабление санкций, в частности, снижением тарифов на перевозку грузов по железным дорогам, по трубопроводам к прибалтийским портам. В июне-августе с.г. в Латвии был даже проведен опрос о целесообразности участия в санкциях коллективного Запада против России и Белоруссии. Большинство политиков и экспертов высказались «против». И «за» возобновление транспортных связей с РФ и Белоруссией или хотя бы с Белоруссией. Иначе, по их мнению, латвийскую экономику ждёт коллапс.

Например, депутат из фракции «Национального объединения» в Сейме Александр Кирштейнс выразил уверенность в том, что железнодорожный транзит с РФ и Белоруссией, как минимум с Белоруссией, надо восстанавливать, поскольку «другого коридора и, собственно говоря, выхода нет». Аналогичное мнение высказал Виктор Валайнис, глава фракции «Союза крестьян и зеленых» в Сейме. Однако эти и подобные выводы политиков игнорируются латвийскими властями.

 

Их маниакальная русофобия и поддакивание старшим «товарищам» в НАТО, Евросоюзе — главное, если не единственное, содержание политики в отношении России и Белоруссии. И каков результат?

 

Плачевный. В прибалтийских странах, по мнению российского эксперта по вопросам внешнеэкономической политики Андрея Локтионова, «прекрасно сознают причины нынешнего упадка портовой и в целом транзитной отрасли. Тот же департамент статистики Эстонии теперь открыто признаёт, что перевозки грузов по железной дороге и их перевалка в портах по-прежнему сокращаются. Но о том, чтобы хоть на йоту изменить антироссийский политический курс, даже речи не идет. И не только в Эстонии».

Похожие оценки дает министр сообщений Литвы Талис Линкайтис: «Я чётко вижу угрожающую тенденцию по ускоренному снижению грузооборота с Россией». Она, по словам чиновника, долговременная, общая, которая «началась с 2000-х, поскольку Россия отстраивает и развивает свои порты». Министр заявил, что кризис не стал неожиданностью, но к нему Литва и другие страны Прибалтики, дескать, не подготовились.

 

Вообще это абсурд, когда чиновники и политики надеются на то, что их враждебная политика в отношении России может компенсироваться низкими тарифами на транзит и т.п. мерами.

 

Так что вполне можно согласиться с оценкой Артема Тузова, исполнительного директора департамента рынка капиталов инвестиционной компании «Универ НИВЕР Капитал» (РФ): «Прибалтийские страны с особым цинизмом относятся и к собственной портовой инфраструктуре: они, кроме всего прочего, закрыли свои порты для грузов из России и Белоруссии». А Литва, отмечает А. Тузов, добилась еще и того, что оказалась «вычеркнута Китаем из Таможенного реестра» (в связи с установлением Литвой в 2021 г. дипотношений с Тайванем. – А.Ч.). В результате грузы, которые раньше традиционно шли в порты прибалтийских стран, «теперь идут и будут идти в порты Ленинградской области и других регионов российского Северо-Запада».

Таким образом, ставка прибалтов на то, что Россия с Белоруссией будут зависеть от транзита через их страны и по-прежнему пополнять их госбюджеты, как говорится, не сработала. Действительно: кто сеет ветер, тот всегда пожнет бурю.

 

P.S. По последним данным «Росморречфлота», перевалка внешнеторговых грузов РФ через порты прибалтийских стран за январь-июль с.г. сократилась почти на 40% Через порты Финляндии падение превысило 50%. Сокращенные транзитные объемы были направлены на порты Северо-Западного региона РФ. Порты прибалтийских стран и Финляндии практически полностью лишились российского внешнеторгового транзита.

Добавил Никандрович Никандрович 11 Октября 2023
Комментарии участников:
badbag
+1
badbag, 12 Октября 2023 , url

Ничего, Германия всех прокормит



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать