«Никому из нас не удастся сидеть в засаде, и к этому нужно быть готовыми». Глава Сбербанка Герман Греф — о трендах новой цифровой эпохи

отметили
51
человек
в архиве
«Никому из нас не удастся сидеть в засаде, и к этому нужно быть готовыми». Глава Сбербанка Герман Греф — о трендах новой цифровой эпохи

Председатель правления Сбербанка России Герман Греф сегодня провел в екатеринбургском «Ельцин Центре» публичную лекцию о новых технологических трендах и моделях эффективного менеджмента. В ходе нее он поделился своими мыслями о перспективах криптовалют, смерти традиционных профессий и о том, чему специалистам нужно учиться сегодня, чтобы завтра остаться востребованными на рынке. Znak.com приводит основные тезисы, озвученные Германом Грефом во время лекции и дискуссии с залом.

О цифровой эпохе

Если посмотреть еще на 10 лет вперед, по данным IBM общий объем неструктурированных и структурированных данных достигнет 160 зеттабайт к 2025 году, причем большая часть этого объема — неструктурированные данные. Что было бы если бы не было технологий обработки big data? Мы бы развивались по другой линии, и ничего бы страшного не произошло. Но мы перешли в новую эпоху и расти будем иначе. Расти будут, например, медицинские данные, и основной прорыв, предполагается, будет здесь. Сегодня нормальный мониторинг организма человека для точной постановки диагноза в профилактических целях, чтобы не попадать в ситуацию обнаружения запущенной болезни, — это примерно 300 млн страниц текстовых данных. Это информация, которую должны генерить каждый день носимые и встроенные датчики. И это гарантирует нам возраст дожития в 120 лет.

Новые технологии позволяют анализировать сырые данные, не устанавливая причинно-следственные связи, когда в середине обработки образуются «черные ящики». Система говорит — если будет это, случится вот это. Почему это случится, она не понимает. И мы не можем объяснить.

источник: img.znak.com

Мы видим, что обработка данных и data science затронула все сферы без исключения. Банкинг находится в центре этого водоворота. Есть отрасли, которые пока находятся на периферии. Но водоворот данных закружит всех — ни одной отрасли не останется, которая бы не была взорвана новыми подходами с точки зрения использования и обработки данных. Даже традиционно сложные для анализа объекты, такие как человеческая сущность, модели его поведения, сегодня анализируются с достаточной точностью.

Есть такая методика по определению психотипа человека — методика Хогана (основана на анализе пяти характеристик человека: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм, открытость опыту — прим. Znak.com). Есть такой человек — Михал Косински, с которым мы сейчас начинаем сотрудничать и которому один швейцарский журнал приписал чуть ли не ключевую роль в выборах президента США. Почему? Он разработал методику, которая позволяет по лайкам в Facebook, проанализировать личность по этим пяти аспектам. Всего 11-12 лайков достаточно, чтобы предсказания модели совпали с оценками [вашего поведения] коллегами, а 230 дадут нам возможность понимать вас лучше, чем ваши близкие. Это, конечно, совершенно другие возможности, которые появляются как инструмент в управлении организацией, людьми, процессами и клиентскими отношениями. Сейчас Михаил работает над психотипированием людей на основе фотографий, и точность такой оценки составляет 0,85%. Это еще раз ломает весь подход использования больших данных для анализа поведения.

источник: img.znak.com

О собственности

Компания Uber (сервис такси) сегодня не владеет ни одним автомобилем, Airb’n’b — крупнейшая компания [в сфере гостиничного бизнеса], не владеет ни одним отелем. И это создание принципиально новых моделей — подход на основе осознания того, каковы истинные потребности человека. Человеку не нужны вещи. Человеку нужны функции этих вещей. И это радикально меняет модели бизнеса.

Раньше не было такой модели, которая бы позволяла человеку удовлетворить его потребности напрямую, и он был вынужден тратить на это огромное количество ресурсов и покупать транспорт, используя его на 3-6% полезной стоимости в год. Теперь юберизированные модели позволяют извлечь коэффициент использования на уровне 40%, а можно извлечь до 60% потенциальной эффективности. Когда водителя заменит автопилот, эффективность можно будет поднять до 80%. И мы с вами будем ездить в булочную на такси и тратить на него меньше, чем на покупку этой самой булочки. Хотя я надеюсь, что в этом потребности не возникнет — то, что делает Alibaba, позволяет нам вообще никуда не ходить, потому что все это доставляется прямо домой

источник: img.znak.com

О развитии искусственного интеллекта

Если еще год назад или два года назад главным технологическим трендом было «mobile — first», то сейчас все говорят «mobile dead, artificial intelligence first». Все говорят про искусственный интеллект, сейчас им занимаются глобальные госучреждения, которые создают фундаментальную базу для этого, им занимаются компании, которые пока не нашли этому практического применения, и те, кто активно внедряет его в свои продукты. Сегодня вы видите это практически в каждом продукте высокотехнологичной компании — Facebook, Uber, Amazon и так далее.

Мы видим четыре этапа использования ИИ — от описательной функции до аналитической, предсказательной и предписательной. И последняя является самой важной для нас. Это последний этап в развитии ИИ. Сегодня он может описывать ситуации, которые когда-то случались, и в ситуации неопределенности он нам вряд ли поможет. Но и на эту сферу человеческой монополии ИИ уже начинает посягать. Сейчас в IBM говорят, что делают модели, которые позволяют использовать ИИ в ситуации неопределенности, когда в основе моделей не лежит анализ исторических ситуаций — лежит факторный анализ текущей ситуации. Сложно говорить о тому, насколько эта успешная штука — но если и это произойдет, я не понимаю, где останется наше скромное человеческое место.

источник: img.znak.com

Все идет к тому, что мобильный телефон уйдет в прошлое. Приложения становятся настолько старыми и настолько неудобными, что все предпочтут цифрового посредника, чтобы можно было удовлетворять свои услуги.

Основной актив названных мной компаний — это цифровые платформы. Мы долгое время говорили, что самое главное — это люди. Сегодня наличие платформы становится самым главным вопросом. Конечно, вопрос — что она стоит без людей? Но ее наличие дает значительно больше стабильности и независимости от людей.

О вымирании традиционных профессий

Сегодня самое активное использование ИИ — это оценка рисков, подбор персонала и медицина. Данные в медицине будут работать экспоненциально, и использование больших данных здесь — это ключевой тренд. В этой связи медицинские вузы, которые находятся под министерством здравоохранения, очевидно не смогут выжить. В мире все медицинские вузы превращены в медфакультеты крупных университетов, потому что врач как врач без комплексной компетенции по работе с большими данными будет недоквалифицирован. Нам нужно над этой темой серьезно задуматься.

Когда мы внимательно посмотрели технологию блокчейн, будучи в Силиконовой долине, мы сказали: мы не видим, где нам остается место в банкинге, потому что искусственный интеллект плюс блокчейн, когда технология созреет, не оставляют места банкиру. Мы начали шутить, что пойдем в сельское хозяйство. И тут стоит профессор и говорит — ребята, вы неудачную сферу выбрали, потому что там все еще хуже, чем у вас.

И на следующий день он пригласил профессора, который организовал компанию Impossible foods, изучающую проблему обеспечения народа продовольствием и пришедшую к выводу, что не хватает ключевых компонентов — от пастбищ до воды. Они пришли к выводу, что корова — это очень плохой и неэффективный преобразователь травы и воды в молоко и мясо. И тогда они решили воспроизвести биологический процесс переработки травы и воды в молоко и мясо напрямую. И у них получилось. Они доказали в американских ведомствах, что это не химический, а биологический процесс, и получили все разрешения на производство мяса и молока. Они гарантируют, что там нет никакой химии, это абсолютно безопасно и очень полезно для человека, потому что там полный набор протеинов и так далее. В этом году они пошли дальше и показали аналогичный эксперимент с вином. И сейчас они работают над воспроизведением одного из самых элитных вин.

источник: img.znak.com

Это показывает всю широту применения новых технологий. Никому из нас не удастся сидеть в засаде, и к этому нужно быть готовыми. Я больший оптимист в части занятости и думаю, что достаточно долго уровень занятости сохранится. Но специальности будут уходить в историю.

О новой свободе

Университет Стэнфорда одним из ключевых трендов нового времени считает демократизацию информации. Ничего нельзя будет спрятать, просто невозможно. Даже если информацию похоронить под землей, на основе технологий больших данных можно будет вычислить с высокой долей вероятности, что событие имело место быть. И это принципиально новый тренд, к которому мы абсолютно не готовы. И который надо будет осмыслить — в личной жизни, в политике, в бизнесе и так далее. Это очень серьезный сдвиг, здесь потребуется время, осмысление и какая-то мудрость при переходе в век транспарентности.

Вы говорите — мы будем более свободны, но, если говорить с точки зрения трендов, — и да, и нет. Транспарентность, на мой взгляд, очень сильно будет ограничивать нас. Когда вы будете идти по улице и понимать, что за вами наблюдают примерно тысячи объективов камеры, и что каждый ваш шаг точно будет проанализирован, и даже по вашей походке можно будет определить, где вы были или куда собираетесь, — вряд ли это поспособствует тому, чтобы вы чувствовали себя свободным. Не знаю, хорошо это или плохо. Вы просто будете чувствовать себя по-другому. Может быть, у нас появится тяга провести время где-то в диком уголке, без камер, чтобы делать то, что вам нравится, не думая о том, что за вами наблюдают камеры, а микрофоны слышат и анализируют каждое ваше слово. Это не хороший и не плохой мир — он просто другой.

Будет ли перемещение туда проходить без эксцессов? Конечно нет. Очевидно, что будут грандиозные противоречия. Любая властная организация будет отставать от этих трендов, и у нее будет возникать желание отрегулировать их с помощью вчерашнего инструментария. Если общество развитое, это, может быть, проходит с меньшим объемом противоречий. Если же одновременно формируются институты, это происходит с большим количеством перекосов и противоречий. Это абсолютно естественный процесс, если смотреть на него со стороны.

Как внутри этого процесса построить рациональный выбор — это вопрос. Но закрываться от этого нельзя — в сегодняшнем мире закрыться невозможно. Нужно встраиваться в это. Нельзя стеной загородиться от ветра — нужно строить ветряную мельницу. Единственное, что я знаю, — надо вкладывать в образование и учиться разговаривать друг с другом, а не строить барьеры. Потому что любые барьеры все равно будут разрушены.

источник: img.znak.com

Об образовании

Я категорический противник сегрегационной образовательной парадигмы. Мы все время пытаемся отобрать какой-то загончик, мы выращиваем людей с флюсом — вот есть у тебя способности к физике — идешь в физмат, и мы тебя пичкаем, пичкаем, пичкаем. А тебя в спорт — и пока из тебя можно что-то вытащить, мы тебя там гоняем, а потом раз — и выбросили. Вопрос в том, что является целью образовательной системы. Сейчас мы хотим вырастить очень талантливых роботов, которые бегают быстрее всех, прыгают выше всех или решают задачки лучше всех. Но это уже умеют делать вот эти ребята (роботы).

На мой взгляд, ключевая задача системы образования — вырастить человека счастливым, гармоничным, вложить в него достаточный объем компетенций, чтобы он чувствовал себя личностью. А мы за период обучения должны понять и подсказать, где человек наиболее силен.

Можно, конечно, и индюка заставить лазать по деревьям и собирать орехи, но для этого лучше использовать белку. Наша задача — не отобрать десять человек из ста под определенную программу, а дать девяносто девяти из ста [образование высокого класса]. А сейчас мы всех пичкаем-пичкаем-пичкаем, и когда один выделяется — мы его уводим в спецшколу. А что из него получится, будет он счастливым вообще? Ну, обществу может что-то принесет. Но это робот получается.

источник: img.znak.com

В Силиконовой долине мы видели одну из самых привлекательных моделей. Самая обычная школа, 15 строительных вагончиков, по составу там в основном латино-американские дети. И на входе в нее запись — в прошлом году 100% наших выпускников были приняты в колледжи и пять человек — в Стэнфорд. И это качество образования! И в этой школе вообще не дают знания — там занимаются формированием навыков. И роль учителя минимальная. Самое главное — там есть набор 36 новых компетенций — soft skills, но их отдельно не преподают тоже. Они умудрились их встроить в существующие предметы. Знаниями же занимаются сами ученики, которые берут готовые треки и сами обучаются. Эта система настолько прозрачна, что она делает ненужной саму систему экзаменов.

Сейчас мы пытаемся собрать пул специалистов, которые могли бы эту систему построить у нас. Когда я начинал свой образовательный проект (внутри Сбербанка), мне педагоги все время рассказывали про «магию педагогического процесса». Я знаю только одно — если ты не контролируешь, ты не управляешь. Нам нужна ясная постановка задач — на год, на учебный цикл, на четверть, на урок. «Нет-нет- нет, вы знаете, это такая магия, это такое искусство, педагог это вот такое…». Но за время, которое я этим занимаюсь, я понял, что это безграмотность работников образования — они просто ничего не понимают в системах управления.

Есть специфика в системах управления образованием, но никаких иных систем создавать не нужно. Между бизнес-системами управления и управлением образованием есть гигантская квалификационная дыра. Ее нужно просто подтянуть. Так же, как и, к сожалению, в государственном управлении. Но нужно сокращать разрыв, и не нужно ничего придумывать. Нужно просто брать лучшие практики и внедрять. И все.

источник: img.znak.com

О криптовалютах и блокчейне

К блокчейну можно как угодно относиться, но это одна из прорывных технологий, которая изменит все. Также как искусственный интеллект, робототехника и квантовые компьютеры. В эти вещи надо серьезно вкладываться: мы стоим на пороге, и стране отстать в этом будет очень больно, потому что технологическая разница будет порядковая.

Тем не менее, блокчейн к промышленному массовому применению не готов. Примерно года полтора нужно, чтобы устранить те проблемы, которые мешают нам использовать эту технологию массово. Я думаю, до ее зрелости лет десять нужно. Может быть, восемь, но не меньше точно.

Что касается криптовалют — то их волатильность будет сохраняться, технология очевидно незрелая. Я бы предлагал рассматривать это как казино — можно выиграть, можно проиграть. Мы видим, что это претензия на традиционную функцию государства, и я думаю, остановить это будет невозможно. Более того, те кто будет запрещать это, будут проигрывать. Это просто элемент нового мира, новой технологии, и он будет встроен в блокчейновые технологии как элемент фиатных валют для прямых взаиморасчетов между контрагентами без всяких посредников.

Заниматься этим нужно, но играть в это я бы не рекомендовал — кроме тех, кому не жалко денег.

Добавил suare suare 30 Июня
проблема (1)
Комментарии участников:
Stopor
+10
Stopor, 30 Июня , url

Какой-то пересказ научно-популярных статеек, публикуемых Барбаном.

Лучше бы рассказал почему с его «эффективным менеджментом» у Сбербанка такие высокие тарифы. Впрочем, справедливости ради, Сбер давно перестал быть аналогом Почты России. И на том спасибо.



vmizh
+6
vmizh, 30 Июня , url

Этот мудак собственные слова не понимает

sant
+10
sant, 30 Июня , url

Речь-то ему писали, а он максимум озвучил или дал почитать («сама сама»)

Просто он готовит персонал Сбербанка к масштабному сокращению...

Stopor
+4
Stopor, 30 Июня , url

Это больше похоже на правду.

v8
+2
v8, 30 Июня , url

это?

Сбербанк сократит количество бухгалтеров в три раза.

www.kommersant.ru/doc/3338611

sant
+3
sant, 30 Июня , url

Это-то да. Но, боюсь, не только это… (

suare
0
suare, 30 Июня , url

29.06.2017, 19:50

Сбербанк втрое сократит число бухгалтеров

Глава Сбербанка Герман Греф в ходе лекции «Новые технологические тренды и модели эффективного менеджмента» в екатеринбургском Ельцин-центре заявил, что банк собирается сократить втрое число бухгалтеров в штате. «В Сбербанке работало 33 тыс. бухгалтеров, на сегодняшний день у нас их работает 1,5 тыс., а будет работать 500 человек»,— приводит его слова «Интерфакс».

Господин Греф при этом не уточнил, когда будет произведено сокращение. Он добавил, что также будет уменьшаться штат андеррайтеров: их численность в течение трех лет сократится с 4,5 тыс. до 1,5 тыс. человек. «В Сбербанке шесть лет назад в бэк-офисе работало 59 тыс. человек, сегодня работает 12 тыс., в 2018 году будет работать 5 тыс. человек. По нашим оценкам, еще через три года будет работать в лучшем случае тысяча»,— завершил глава Сбербанка.

В первом квартале года Сбербанк уже осуществил крупное сокращение штата. На 31 марта численность сотрудников составляла чуть более 314 тыс., в то время как на 31 декабря прошлого года сотрудников в Сбербанке было более 319 тыс.

В январе господин Греф рассказал, что крупнейший работодатель российской банковской системы к 2025 году намерен сократить половину из 330 тыс. сотрудников. Таким образом, без места может остаться каждый пятый сотрудник банка.

Vagner
+5
Vagner, 30 Июня , url

Все что нужно знать о молодом реформаторе Грефе  и его политике в сбере

 

Просто общие впечатления и рассуждения. 

С чего все началось. 
2000 год, я — вчерашний студент с минимальным опытом работы, по знакомству попадаю в лучшее отделение Сбера в миллионном городе. ИТ-служба, как тогда называлось — отдел информатики и автоматизации банковских работ. 
Прекрасный коллектив в отделе (половина — старше меня всего на год-два), суровый начальник, понятная работа, стабильная зарплата (для 90-х, начала 2000 — это очень важно) + приличная премия. Зарплату из-за инфляции повышали каждые полгода-год, кредит под 23% годовых — какая ерунда, все отделение было в поручителях друг у друга, народ покупал квартиры-машины. 
Самое главное — все работали на прибыль конкретного отделения. Все было просто и понятно. Само отделение зарабатывает прибыль, премия рассчитывается исходя из прибыли. И каждый сотрудник (вплоть до уборщицы и дворника) получает эту премию. Поэтому в нашем отделении работали лучшие из лучших. Народ переводился из отделений в других районах к нам, пускай ехать через весь город, а то и дальше, но зато за свою работу ты получаешь реальные деньги. И наши кадры могли выбирать. Были переработки, как без этого, но все понимали — да, ты сейчас задерживаешься после работы, но ты работаешь на прибыль банка (конкретного отделения) и потом получаешь очень хорошую премию. Не хочешь так работать — переводись в другое отделение, работай по графику, премия маленькая, зато без напряга. 
Был достаточно дружный коллектив во всем отделении, были совместные выезды на природу, соревнования. 

Потом началось… Сначала внезапно решили, что операционные работники (кассиры и контролеры в доп.офисах) — это ни кто, напрямую они на прибыль банка не влияют, премия им — не больше 25% от оклада и все. Народ был в шоке. Приличная часть тут же разбежалась по доп.офисам в другие отделения и банки, которые ближе к месту жительства. Зачем ехать через весь город, впахивать, когда можно работать в доп.офисе рядом с домом и получать те же +25% от оклада? Я тогда как раз обслуживал доп.офисы, заведующие мне постоянно жаловались на ставшую после этого нововведения офигенную текучесть кассиров. Контролеры еще как-то держались, а кассиры — ну просто «кузница кадров». Приходи новенькая, обучается, год работает и уходит в другой банк, уже со стажем. 
Сейчас конечно ситуация совсем другая, но тогда это было первым потрясением. Как так не понимать и не просчитывать ситуацию, внедряя такое новшество — это было для меня шоком. Кто вообще такие решения принимает? Зачем, для чего? Сиюминутная прибыль? 
Но это было только начало. 

Ну, а дальше началось «учить слона танцевать». Сокращения и аутсорсинг. Впрочем, ни чего нового: 
Сентябрь 2005г. — "Дитер Зецше, который возглавил Mercedes-Benz 1 сентября этого года, предпринимает меры для повышения эффективности работы компании, которая во втором квартале получила операционную прибыль всего в 12 млн. евро. 
Автомобилестроительный концерн DaimlerChrysler AG намерен сократить 8500 рабочих мест для повышения рентабельности своего немецкого подразделения Mercedes-Benz, сообщает The Wall Street Journal. Работникам будет предлагаться, по крайней мере на первом этапе, уволиться добровольно в обмен на финансовые выплаты в течение года." 

То есть, если по простому. Вы возглавляете компанию, которая собственно, не является убыточной, но и не так что бы супер прибыльной. А ваша премия зависит от прибыли всей компании. Что делать? Элементарно! 
Под лозунгом преобразований (они безусловно проводятся, но не это главное) сокращаем персонал, прибыль увеличивается, премия топ-менеджеров и персонально руководителя растет! Профит! Давно отработанная и обкатанная схема. 
Главное при этом говорить, что прибыль растет от нововведений, произносить красивые и модные слова, проводить ребрендинг, менять вывески и прочее. И сокращать и сокращать и сокращать. Тогда, несмотря на провалы и неудачи от нововведений, из-за постоянных сокращений прибыль будет расти и расти. 
Можно объявлять программу переформатирования филиалов, открывать новые и переносить старые, открывать центры обслуживания. Потом их закрывать, объявлять, что все обслуживание уходит в он-лайн — это не важно. 
Можно сначала отказываться от обслуживания физ.вкладов (а зачем собственно, когда можно брать у западных банков кредит под мизерный процент, затем выдавать эти деньги внутри страны под больший процент, а на разнице жить в шоколаде!), затем, после санкций — опять начинать призывать работать с физ.лицами — это все не важно. 
Главное, что бы была «движуха», что бы этим всем прикрывать постоянно сокращение персонала. Не будет сокращения — прибыли не будет, премия у топов упадет. Все же ясно. 

Первый раз я реально ржал, когда узнал историю, про перевод наших электриков на аутсорсинг. Два электрика, зарплата с премией тогда была у каждого около 30, итого вместе получали 60-70 тыс в месяц. При этом, их дергали когда нужно, 24 часа, 7 дней в неделю. 
Но, нужно их сократить и перейти на аутсорсинг. Ок, 16 филиалов + отделение, режим сопровождения 24/7, стоимость в месяц — 600 тыс.рублей. ЩИТО?! Это была реакция «умных» экономистов сверху. Как так? А вот так. Все честно, играли конкурс, три фирмы в городе, 17 объектов, круглосуточный режим обслуживания. А как вы хотели? 
В результате, заключили по сути фиктивный договор с аутсорсинговой фирмой, где эти два электрика числились как разнорабочие. На те же 70 тыс. в месяц. Которые им же и выплачивались. Но это вообще-то электрики! Им допуск нужен и прочее. Один сразу ушел. 
Так же песня была с уборщицами, сантехниками и так далее. «Фауст. Всё утопить.» 

Затем очередь добралась до ИТ. Сначала стали сливать воедино отделы в отделениях, затем перевели в дочернюю организацию «Сбербанк-сервис». 
А теперь вопрос. Заинтересован ли работник сторонней организации в прибыли обслуживаемой им организации? Ответ — нет! 
Ему нужна прибыль своей, аутсорсинговой (или дочерней) фирмы! А на прибыль обслуживаемой организации ему собственно до лампочки. 
Раньше человек сидел на окладе + премия банка. И делал свою работу, зная, что от прибыли банка зависит его доход. Была мотивация именно на прибыль банка. 
А теперь, ему собственно пофиг на прибыль банка. Важна прибыль ООО «Сбербанк-Сервис» (СБС). То есть, чем больше заявок, чем сложнее их исполнить и чем дольше — тем выгоднее для СБС, но не для Сбера (понятно всем казалось бы). 
И картина маслом. Раньше Пупкин приходил в филиал для замены компа и параллельно делал все остальное («Вася, а вот у нас принтер что-то барахлит, Вася, а вот глянь, у меня что-то считыватель не работает, а вот телефон гудит»). И Вася делал, чего не делать то, если может. И банку выгодно. 
А теперь — неее. Вот есть заявка на замену компа и только это он делать и будет. Причем не как можно быстрее, а как SLA сервис велит. И не быстрее, зачем? И телефоны — это извините, другой человечек по SLA, а принтер — третий. Чтобы все были заняты, все делали строго по SLA и не быстрее и как можно больше заявок. 

Часть ИТ оставили в Подразделении Центрального Подчинения (ПЦП), а потом решили создать центры компетенции. С релокацией. 
Ну действительно, зачем специалисту по телефонии, ЛВС или серверам сидеть непосредственно в отделении?! Нужно собрать их всех в едином центре, например всех специалистов по телефонии перевезти в Нижний Новгород. И пускай они там все дружно, разом, разгребают заявки в режиме 24/7. 
Трудности переезда? Семья, квартира, дети? Вы вообще про что? Это все ерунда, главное — «мы помогаем осуществить мечту!». 
Самое смешное, что (цитирую): «Релокация персонала – одно из оптимальных решений проблемы дефицита кадров.» ДЕФИЦИТА, КАРЛ! Когда вы открываете новое производство и вам край нужны туда специалисты. 
Но когда у вас уже есть эти специалисты и сидят они в нужных местах, в конкретных точках, которые требуют обслуживания, зачем их перемещать в единые центры, удаляя из этих точек?! Это не релокация, это просто — сокращение персонала. 
На релокацию соглашаются 5-10%. И дело даже не в переезде, а полной неопределенности. Вам честно (что конечно хорошо) говорят, что да, вот сейчас центр компетенции для серверов там то, а через год — не известно. Супер да? Меняй жилье, дети — дет.сад/школа/институт, семья, родители и все без малейшей уверенности в том, что ты в новом городе проработаешь больше года. Многие (и я в том числе) были бы согласны на переезд, но с долгосрочной перспективой, а так — полная неизвестность. 
Соглашаются единицы, а у новых сотрудников, которых набирают на местах — зарплата в минимальной части «вилки». 
Что получили? Правильно, сокращение затрат, прибыль банка, премия топов растет! 

При этом, ни кто не против изменений в банке для улучшения обслуживания клиентов. Но по факту что получили? Красивую картинку, «движуха», постоянные лозунги и сокращение персонала, увольнение специалистов. 
Есть же простые системные принципы. 
1. У любой системы должна быть обратная связь. Иначе система не стабильна. По факту, все нововведения в сбере спускаются принудительно сверху, обратная связь как бы есть (постоянные опросы и прочее), но реально, её нет. Итог — постоянные метания в стратегии. Рядом с домом филиал Сбера. За 7 лет его капитально ремонтировали ТРИЖДЫ! В рамках разных программ. Сейчас собираются закрывать в рамках новой программы. Такая же петрушка с многими системами и ПО. Закупают, внедряют, через год-два — ой, давайте по другому! И многомиллионное оборудование не нужно. Закупаем новое. 
2. Надежность системы определяется её избыточностью. Хотите надежность — создавайте избыточные, дублирующие модули. Да, затраты повышаются, но надежность возрастает. Сбер взял курс на снижение затрат (прибыль растет, премии топов растут). Ну тогда получайте низкую надежность. Те же центры компетенции — свели всех спецов по телефонии в одно место. Народу конечно надо меньше, зарплаты ниже. Но зато время обработки заявок увеличилось, качество ухудшилось. Раньше в каждом отделении были свои сервера, своя БД, свои админы. Избыточно? Еще бы! Но зато, если где-то в отделении происходил сбой, остальные продолжали работу. Теперь все в одном-двух центрах, сбойнуло — в масштабах всей страны. 
Хоспади, эти люди словно не слышали: «В 1962 году Пол Бэран (Пейсах Баран, Paul Baran) из RAND Corporation подготовил доклад «On Distributed Communication Networks». Он предложил использовать децентрализованную систему связанных между собой компьютеров (все компьютеры в сети равноправны) которая даже при разрушении её части будет работоспособна. Этим решались две важные задачи — обеспечение работоспособности системы и неуничтожимость данных, которые оказываются сохранёнными на разнесённых друг от друга компьютерах.». 

Писать про эту «движуху», «катание ваты» можно долго. Всем, кто все это наблюдает изнутри, давно явно — это просто пыль в глаза, красивая картинка, цель одна — сокращение персонала, получение за счет этого прибыли, премии топам. 
«Президент Сбербанка Герман Греф назвал неконкурентоспособной IT-инфраструктуру крупнейшего банка страны. Сбербанк с помощью компании GridGain полностью поменяет платформу, пообещал Греф» — полет валькирий продолжается. 

В 2017 году релокация добралась и до меня. Смысла в ней для себя не увидел. В предлагаемых городах жилье дороже, зарплата такая же, перспективы — крайне туманные, сами руководители говорят, что стабильности не более, чем на год. Что дальше — ни кто не знает. Соглашались в основном из областных городков (по понятным причинам) и те, кому уже за 50, тоже по понятным причинам. Это мизерная часть сотрудников, сами руководители центров компетенции говорят, что в результате этой релокации теряют много ценных кадров. 

Что дальше будет со Сбербанком? Конечно он не рухнет. Конечно, «движуха» и «катание ваты» будет продолжаться. И сокращения будут идти. Чем закончиться? По слухам, кое-кому очень нравиться Тинькофф банк  

Про себя могу сказать, что о работе в Сбере ни чуть не жалею. До 2008 года было вообще все прекрасно, не работа, а мечта. Затем началась движуха, метания, но собственно, если бы не сокращения (или разумные сокращения) персонала — это так же было весьма интересно. Да собственно любая работа интересная, если она разнообразная, требует решения нестандартных задач, нестандартных подходов. Скучать точно не приходилось. 
Грусть по коллективу. Все же пришел в Сбер в 22 года, а ухожу в 39. По сути — целый этап в жизни, молодость и часть среднего возраста прошла в Сбере. Наверное такого коллектива и таких отношений уже не будет другом месте. 
Хотя… Кто знает 

 

Отсюда

www.banki.ru/services/official/bank/?ID=322#r9837113

sant
+5
sant, 30 Июня , url

Автор этого теста точно не Греф — я лично слышал как и что он говорит — столько умных слов сразу без бумажки он сказать не в состоянии.

halfaxa
+1
halfaxa, 30 Июня , url

могу сказать, что вышесказанное, с некоторыми вариациями — распространенная практика в крупных распределенных по России компаниях.

Это не Греф придумал, это современные методики, но Греф, судя по статье, падок на все новое и современное и поэтому внедрил у себя как можно быстрее.

V.I.Baranov
+2
V.I.Baranov, 30 Июня , url

Засветился таки курилка!

nikandrovich
+2
nikandrovich, 30 Июня , url

Валер, спасибо за материал и работу, но этот подонок, по фамилии Греф, у меня вызывает один негатив(((

suare
+2
suare, 30 Июня , url

Тогда «н» — без обид. Это же не мне и не новости, а Грефу.

Иначе осадочек на душе у тебя будет весь день, как минимум.

А сегодня — на минуточку — пятница. Ведь вино же внутрь не польется, в горле застрянет!

И можно на этом закорешиться. Мне в игноре с тобой ходить надоело.

Самое время ударить по рукам. И Грефу, и нам.

istinspring
-1
istinspring, 1 Июля , url

это потому что ты глупец. греф говорит дельные вещи, ты не втыкаешь нихрена.

nikandrovich
+2
nikandrovich, 2 Июля , url

А ты воткнутый умник ?:))))

waplaw
+4
waplaw, 2 Июля , url

Греф реально бредит. Чего стоят его слова об оцифровке медицинских данных пациентов. В районных поликлиниках нет нормальных лабораторий для проведения анализов крови, в связи с чем лаборанты просто выбрасывают образцы и направления делая вид, что ничего не получали и никто из пациентов анализы не сдавал, или просто пишут результаты от балды. Это такие результаты по Грефу будут оцифровывать? Прежде чем переходить к цифровой экономике нужно станки, приборы и прочее оборудование привести в соответствие с цифрой. Пи@дабол он конченный и скорее всего просто его сотоварищи нашли новый способ стырить деньги из этой государственной программы. Наверняка эту схему чубайсята придумали.

istinspring
+1
istinspring, 2 Июля , url

где-то будут делать, и технологии анализа сырых данных включают в себя удаление outliers. Machine Learning в Health щаз большая тема куда сунулись всякие гуглы, если сидеть и делать станки и параллельно не развивать эту тему можно остаться с хуем и потом покупать лицензии от майкрософт пока фстренджи будут орать что опять их беднях обделили а вот в «нормальных странах»

waplaw
+2
waplaw, 2 Июля , url

Правильно ты всё говоришь. Только речь о том, что предлагается потратить на цифру несколько триллионов деревянных, что никак не влезает в обозначенную тобой проблему. Я беспокоюсь за то, что очередной поток бобла будет направлен мимо тех проблем, которые и без цифры давно известны. Вот как быть с деревянными сортирами в провинции. Пусть Греф расскажет, как цифра поможет заменить их на нормальную канализацию с очистными сооружениями. Эта новая фишка чубайсят по распилу бюджета. Аналогично всё как и со строительством дорог по смете в 1 млрд. 200 млн. рублей за 1 км. проезжей части.

istinspring
+1
istinspring, 3 Июля , url

туда и так вбухали нормально. правительство открывает все больше и больше данных. на это тоже бабки нужны + образование и прочее и прочее. нужно комплексно делать, время для IoT, Big Data уже наступило это текущие реалии, без этого возникнут сильные перекосы в развитии как это было в СССР.

istinspring
+1
istinspring, 3 Июля , url

му-хрю, бюджет, опричники, каратели задрочили тебя бедного — сосни ка хуйца.

ты к теме топика отношения не имеешь, нихуя не знаешь и вместо какой-то конкретики блеешь замшелые либтардские мемы.

magmaster
+2
magmaster, 30 Июня , url

Никому из нас не удастся сидеть в засаде

 

Раздался голос из засады… )

 

Хотя засада это нечто другое, предпологающие выжидание добычи… Отсидется в тихом месте, имел ввиду гений… ))

suare
0
suare, 30 Июня , url

Максим Плющев
+1
Максим Плющев, 30 Июня , url

Классная статья.

Anton-f
+3
Anton-f, 1 Июля , url

Греф не провидец, уровень любителя у него в этих вопросах.

Но зато Сбербанк стал получше, и акции его растут в цене.

Неглупый в целом товарищ.

2839
+1
2839, 1 Июля , url

В Сбере не всегда могут выполнять элементарные вещи: мне пару раз отказывали в  оплате коммуналки или в переводе другому клиенту Сбера этого же региона (и это в Москве, а не в глухом селе), а Греф все витает в облаках...



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать