[Интервью об Интервью и не только] «Белый дом, Госдепартамент наперебой орут только одно: «Не смотрите!»». Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: дипломатия как профессия на Западе утрачена

отметили
25
человек
в архиве
[Интервью об Интервью и не только] «Белый дом, Госдепартамент наперебой орут только одно: «Не смотрите!»». Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: дипломатия как профессия на Западе утрачена

Россия научилась отвечать «по всем фронтам» на недружественные шаги западных стран в отношении наших дипломатов и журналистов, заявила «Известиям» официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она подчеркнула, что работа министерства заметно изменилась за последние годы. Например, по словам Захаровой, у молодых дипломатов стало гораздо больше возможностей для общения с главой МИДа. О том, во что превратилась американская дипломатия, чему можно поучиться у Сергея Лаврова и Владимира Путина и как Марии Захаровой удается работать в условиях многозадачности — в эксклюзивном интервью ко Дню дипломата.

«Американцы моргнули, а потом заморгали — это феноменально»

— Известный американский журналист Такер Карлсон взял интервью у президента России Владимира Путина, что спровоцировало бурю негативных эмоций в США. Например, официальный представитель Белого дома Джон Кирби призвал американцев «не верить ничему». Как это можно объяснить?

— Вот как-то глава МИД РФ Сергей Викторович Лавров пару лет назад говорил, что есть такая игра, которая по-английски звучит Chicken [game] — кто первый моргнет. В данном случае американцы моргнули, а потом заморгали — это феноменально. Их реакция настолько изобличает лживость их подходов, что, честно говоря, в это даже невозможно поверить. Вот посмотрите, у них же случилась истерика — Белый дом, Госдепартамент, все мейнстримовые СМИ наперебой орут только одно: «Не смотрите, и пусть американский журналист не берет интервью». Это перечеркивает раз и навсегда любые их попытки наделить себя функцией морального мерила или какого-то эталона в сфере прав человека, демократичности каких-то процессов, свободы слова.

Буквально пару недель назад американский журналист чилийского происхождения, но обладающий американским гражданством (Гонсало Лира. — «Известия») был до смерти замучен в застенках киевского режима [президента Украины Владимира] Зеленского, который полностью финансируется Белым домом от а до я. И американские официальные лица не сказали ничего. Они лишь заявили, что не следили за этим. Вот это — дважды повторяющееся саморазоблачение американских элит.

Почему представители гражданского общества не поддержали своего журналиста? Почему им есть дело до журналистов в любой точке нашей планеты, но когда нарушаются права американских журналистов, почему гражданское общество в США молчит и не понукает, и никаким образом не делает замечания своим же властям?

А ответ очень простой — не нравится содержание. Только в этом дело. А это еще хуже для Штатов, потому что они всегда говорили о плюрализме. А плюрализм, разнообразие мнений — это и есть основа демократии. Здесь всё обнажилось.

Если говорить о России, то влиять на внутреннюю ситуацию в нашей стране так, чтобы встраивать свои интересы в наши, причем ломая их, у них не получается. И это бесит их больше всего. Но самое главное другое. В каждой стране, где только услышат от Госдепа: «Как там у вас со свободой слова и с правами человека?» — надо приводить эти примеры в качестве непробиваемого аргумента. Крыть им больше нечем.

— Многие эксперты сейчас говорят о деградации западной дипломатии. Вы знакомы с ней не понаслышке. В 2000-х вы работали в постпредстве России в ООН в Нью-Йорке. И сейчас вы постоянно пересекаетесь с западными дипломатами в многочисленных командировках и в Москве. Стала ли западная дипломатия агрессивнее и снизился ли ее уровень?

— К сожалению, профессия [у них] утрачена. Во-первых, потому что набор на дипломатическую службу в Америке осуществляется не путем конкуренции в профессиональной среде, а по итогам, так сказать, политических дрязг, в том числе путем вклада в предвыборную кампанию чисто финансово. То есть если человек заплатил деньги, после того как побеждает та или иная партия или президент, его назначают послом в ту или иную страну пропорционально финансовой поддержке всей предвыборной компании. То же самое происходит и на среднем уровне. Просто утрачен профессиональный навык.

Следующий момент — ставка сделана на силовое решение вопросов. Дипломатия утрачена не только как ремесло, но и как способ мыслить и как опция разрешения каких-то проблем. Ставка на силу, ставка на шантаж, ставка на давление, ну и с вариациями. Поэтому, к сожалению, это привело, можно сказать, и к деградации дипломатической службы там.

Например, Ближний Восток. Ведь они же уверяли, что ситуация там не просто под контролем, а «никогда не было такого благоденствия». И буквально через пару недель после выхода той самой приснопамятной статьи советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана (статья «Источники американского могущества». — «Известия») разразился страшнейшей кризис — трагедия 7 октября 2023 года (начало войны ХАМАС и Израиля. — «Известия»). И таких примеров великое множество.

«Без знания собственной истории в дипломатии делать нечего»

— Вы много лет работаете с главой МИД России Сергеем Лавровым. Какой самый главный урок он вам как профессионал преподнес, возможно, в самом начале карьеры?

— Он всем нам преподносит уроки. Он работает не только как величайший дипломат, руководитель внешнеполитического ведомства, но и как наставник для молодежи. Раньше молодой дипломат мог увидеть министра, а тем более пообщаться с ним, только когда он достигал какого-то уровня в своей карьере либо если был переводчиком редкого языка. И вот, так сказать, его рекрутировали, приглашали на переводы. Сейчас общение молодого сотрудника с министром начинается буквально с момента прихода на работу.

Все выпускники вузов, когда оформляются на работу в МИД, приглашаются на встречу с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в особняке. Это не просто протокольное поздравление, а живой диалог. Этот заряд профессионализма и внимание к сотруднику, который приходит в первые дни на работу, на мой взгляд, один из важнейших уроков, на которые мы должны ориентироваться.

Второй момент — это национальные интересы и, безусловно, знание собственной истории. Уникальный уровень знания своей истории продемонстрировал президент России Владимир Путин, когда давал интервью Такеру Карлсону. На протяжении 20 минут без бумажки Владимир Владимирович заваливал историка Карлсона таким количеством фактов без опоры на текст, что это, на мой взгляд, произвело впечатление и на самого журналиста, и на всю аудиторию. Вот таких же принципов придерживается и Сергеевич Викторович Лавров, который говорит, что без знания собственной истории в дипломатии делать нечего, потому что в основе национальных интересов — опыт и история собственного народа, и с этого надо начинать.

— Вы регулярно летаете в командировки в различные государства. Случались ли с вами какие-либо нестандартные ситуации, когда вы были в экзотических странах? А может быть, вам дарили какие-то необычные подарки, о которых никому не известно?

— К сожалению, в последнее время нестандартные ситуации связаны со злонамеренными гадостями, которые нам постоянно придумывают западные «непартнеры». То членам делегации не дают визы, то отказываются аккредитовать российских журналистов, то придумывают, как не пускать самолет, то усложнят полетное задание, то до последнего момента манипулируют с логистикой. И приходится буквально «с колес» придумывать какие-то выходы и, кстати говоря, в том числе ответные меры.

Как вы знаете, мы теперь научились отвечать «по всем фронтам». Мы и раньше умели, но считали, что это крайняя мера. Теперь приходится ее применять. Как вы помните, когда год назад журналисты пула, которые должны были лететь с российской делегацией во главе с Сергеем Викторовичем Лавровым для участия в освещении работы Совбеза, не получили визы, мы ответили, и после этого ситуация удивительным образом начала выправляться.

— Вы 24 часа в сутки на связи с журналистами, даете комментарии, отвечаете, реагируете буквально в течение нескольких минут. Как вам удается жить в таком графике и что вас мотивирует?

— Я действительно и отвечаю, и веду соцсети, и подключаюсь к эфирам, предоставляю информацию. Но на самом деле это же работа колоссального количества людей, это и наш департамент информации и печати, и все территориальные департаменты, и функциональные, и, конечно, историко-документальный департамент. Это работа всего коллектива, нацеленная на то, чтобы предоставлять журналистам информацию.

Это сейчас нужно как воздух, потому что столько фейков и дезинформации, которая уже превратилась в извращенное толкование происходящего, что если есть возможность и заинтересованность в получении этой информации, мы должны использовать это буквально как шанс.

Любой запрос, связанный с желанием докопаться до истины, с желанием получить факт, альтернативную точку зрения, отрабатывается нами моментально, потому что это в общих интересах.

Добавил suare suare 10 Февраля
Комментарии участников:
i16chatos
+5
i16chatos, 10 Февраля , url

Молодец тетка. Хорошо работает. Но Псака круче)

свидетель из
+4
свидетель из, 10 Февраля , url

Но Псака круче)

 Ага. Первое, что вспоминается — это ее классическое «Я выясню этот вопрос в офисе»))

Stopor
+6
Stopor, 10 Февраля , url

Stopor
+6
Stopor, 10 Февраля , url

Пусть себе орут и погромче. Чем больше требуют не смотреть, тем больше просмотров. Научно доказанный факт. 



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать